Проблема нелегальной занятости острее в регионах с высокой безработицей и большим спросом на рабочую силу
По данным Роструда, в первой половине 2025-го в стране выявили более 470 тыс. нелегально занятых работников, что почти на треть больше, чем в прошлом году.
Основные причины распространения теневой занятости, на мой взгляд, стабильны: нелегальная миграция и вторичная занятость, когда человек, помимо основной работы, еще где-то подрабатывает, что не всегда фиксируется, чтобы уйти от налогов. Кроме того, некоторые самозанятые считают, что им выгоднее работать без оформления, и уходят в тень.
У государства сегодня ограниченный набор инструментов для выявления нелегальной занятости. Проводятся различные проверки, но они требуют детального изучения ситуации на предприятии, анализа финансовых документов. Это трудоемкая работа, и заниматься ею должны не только налоговики, но и трудовые инспекции, но у этих органов небольшие штаты, следовательно, и возможности ограничены.
Впрочем, выявление фактов теневой занятости улучшилось – прежде всего за счет более жесткого отношения к нелегальной миграции, работы силовых структур в этом направлении, что могло отразиться на росте статистики по занятым на теневом рынке труда. Такой подход представляется мне здравым и конструктивным, работа в этом направлении должна быть не эпизодической, а целенаправленной.
Масштаб теневой занятости отличается в разных регионах и зависит от уровня безработицы. Отсутствие легальных доходов толкает людей к поиску какой-то работы, в том числе неофициальной. Примером здесь могут быть регионы Северного Кавказа, где уровень безработицы хотя и снижается, но все еще превышает среднероссийский. В Москве, Санкт-Петербурге, других мегаполисах причиной нелегальной занятости является очень высокий спрос на труд: здесь много вторичной занятости, подработок.
Нелегальная занятость только лишает работников гарантий соблюдения их трудовых прав, а государство недобирает значительные суммы налогов. Если оценивать теневой рынок труда в 25–30% от числа всех работающих, примерно такую же долю от общего объема НДФЛ не получает бюджет. Решив эту проблему, можно улучшить ситуацию с пенсионным обеспечением, социальными выплатами. Соцфонд, фонд ОМС наполнялись бы лучше и качественнее выполняли бы свои функции.
Думаю, сейчас государство лучше понимает необходимость борьбы с нелегальной занятостью, появился определенный опыт в этой сфере, но, если не будут расширены полномочия соответствующих органов, тех же трудинспекций, минимизированы коррупционные риски, ожидать более качественной работы не имеет смысла.