Реформа требует разъяснений: возможен ли на Алтае безболезненный переход на одноуровневую систему МСУ?
В субъектах Сибирского федерального округа по-разному восприняли процесс трансформации системы местного самоуправления. В Республике Алтай переход на одноуровневую систему МСУ вызвал недовольство и попытку оспорить реформу в суде. В соседнем Алтайском крае предстоящие изменения пока обсуждаются. Эксперты отмечают, что реформа оказалась чувствительной для населения. Сгладить негатив могли бы компромиссы и разъяснения со стороны власти.
Иск из-за закона
Верховный суд Республики Алтай отклонил иск местного юриста Дмитрия Тодошева, требовавшего отменить республиканский закон, устанавливающий одноуровневую систему местного самоуправления. Истец считает ее противоречащей республиканской Конституции. Законопроект, внесенный главой региона Андреем Турчаком, принят республиканским Госсобранием 24 июня. Он предусматривает замену районов муниципальными округами, сельские муниципалитеты станут их территориальными подразделениями. Установлен переходный период до 1 января 2026 года, действующие главы сельсоветов смогут работать до истечения полномочий. Принятию закона предшествовали протесты. Так, 12 июня участники несанкционированного митинга перекрыли трассу. 21 июня на митинг в Горно-Алтайске вышли около 1 тыс. человек. В день рассмотрения иска у Верховного суда собрались 200 противников реформы.
По мнению руководителя Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества доктора социологических наук Константина Антонова, власти республики, настаивая на проведении реформы МСУ, не учли местных особенностей, что и вызвало реакцию. Сгладить ситуацию могли бы компромиссы со стороны власти.
«Надо понимать, что Республика Алтай – это не Рязанская, Новосибирская или Смоленская области, это особенный регион со специфической системой отношений между коренным населением и властью. Попытки привести здесь все «под одну гребенку» и унифицировать считаю нерациональными», – пояснил Константин Антонов.
Варианты обсуждаются
В Алтайском крае переход на одноуровневую систему МСУ пока обсуждается. Здесь создана рабочая группа, куда вошли представители законодательной и исполнительной власти, муниципалитетов. Им предстоит выработать рекомендации краевому Заксобранию для решений по реформе МСУ.
Варианты реформирования МСУ обсудили на совете краевого Заксобрания по взаимодействию с представительными органами муниципалитетов. В ходе дискуссии председатель Совета депутатов Шелаболихинского района Константин Антропов выдвинул идею, чтобы кандидатуры потенциальных глав муниципалитетов, которые предложат партии, общественники, совет муниципалитетов, согласовывал губернатор. Он мотивировал это тем, что муниципальные бюджеты формируются в основном за счет краевых средств, а глава отвечает за расходование средств перед губернатором.
Председатель Заксобрания края Александр Романенко высказался за новое разграничение полномочий между регионом и муниципалитетами. Речь идёт о тепло- и водоснабжении, соцподдержке, дорогах, транспорте и др. Рабочая группа собирает разные мнения, касающиеся реформы, их обещают учесть при реализации. Предполагается, что изменения, связанные с МСУ, будут вносить в законодательство до ноября 2026 года.
Политконсультант, автор Telegram-канала «Нативный нарратив» Игорь Кузнецов, считает, что предлагаемое усиление роли губернатора в выборе глав муниципалитетов лишит местные элиты рычагов влияния на власть, однако их недовольство не будет публичным. Зато жители, лишившись инструментов самоуправления, могут проявлять недовольство в соцсетях и так далее.
«Для многих реформа – тема весьма чувствительная. Она меняет традиционный уклад, ликвидируя самый близкий к людям уровень власти – администрации и советы депутатов в селах и небольших городах. У жителей сел больше не будет своих, местных депутатов, которые знают проблемы конкретной улицы. Вместо этого будут депутаты окружного совета, представляющие интересы сразу нескольких населенных пунктов. Голос маленьких сел в такой системе рискует затеряться. Есть и фактор так называемой бюджетной несправедливости. Все эти моменты неопределенности, вызывающие тревогу, требуют тщательной проработки и разъяснений», – полагает Игорь Кузнецов.