Исчезающие города: как остановить отток населения?

/

В России могут исчезнуть почти 130 малых городов. В исследовании РАНХиГС говорится, что наибольшие сложности испытывают северные угольные, металлургические и лесопромышленные города, где активно сокращается численность населения.

Политолог, автор
Telegram-канала «Эксперт по Госдуме» Павел Склянчук:

– Речь идет не просто о малых городах, а о моногородах, то есть городах-заводах. Официально насчитывается 321 муниципалитет, треть из которых исчезают. В них проживает каждый десятый житель страны. Но при этом в России нет целенаправленной госполитики по расформированию заселенных территорий, в которых не осталось экономической целесообразности, поэтому вымирание идет естественным и мучительным путем. Вместо того чтобы помочь переселиться людям из депрессивных мест, их зачем-то привязывают к месту, говорят о мерах поддержки. Спасти моногород может чудо, примеры – Тутаев, Выкса, Павловск, Глазов, Невинномысск.

На эту тему есть много научных исследований, однако до сих пор нет политической воли заняться моногородами. Для губернаторов это головная боль, на федеральном уровне ими тоже никто не занимается – нет специального закона и финансирования. Так что в ближайшей перспективе можно прогнозировать инерционный сценарий постепенного затухания малых городов. Альтернатива – пилотные проекты по экспериментальному расселению. Если кто-то из губернаторов сможет его бесконфликтно реализовать, то ему надо будет памятник поставить.

Депутат Госдумы, зампред комитета по экономической политике Сергей Алтухов:

– Решением проблемы может стать создание мастер-планов городов, предусматривающих развитие инфраструктуры и привлечение инвестиций в экономику, перераспределение ресурсов между городами-донорами и депрессивными центрами. Полезно использовать и иностранный опыт. Например, власти Айзенхюттенштадта на востоке Германии решили с помощью имиджевого проекта бороться с демографическим спадом: в сентябре там можно будет бесплатно пожить две недели и оценить возможности. Хороший эффект показывают и корпоративные проекты в России. Например, РУСАЛ инвестировал 28 млрд рублей в 20 моногородов. Это доказывает, что и точечные решения могут быть эффективными. Для компаний, готовых вкладывать в сохранение человеческого капитала малых городов, нужно создать налоговые стимулы.

Политолог, политический аналитик Петр Колчин:

– Развитие сетевой инфраструктуры, улучшение городской среды помогают искать ключики к возрождению малых городов. Речь идет и о брендировании, и о решении социальных вопросов. Конечно, уровень благосостояния и доходов первостепенен, но в современных реалиях, когда все чаще люди работают удаленно, можно зарабатывать, живя в малых городах. Многое зависит от конкретных проектов. Мы знаем Доброград – прекрасное пространство, которое по качеству уровня жизни не уступает столице. Конечно, больше всего перспектив у ЦФО, Ленинградской области, развитых регионов. Тем не менее можно ожидать, что и довольно удаленные регионы эффективно реализуют свои преимущества – природные условия, дешевизну жизни и так далее. Но, опять же, все упирается в работу региональных и местных администраций.

Кандидат экономических наук доцент кафедры финансового рынка и финансовых институтов НГУЭУ Эдуард Коложвари:

– Все зависит от того, какое общество и какую экономику мы строим. Если моногорода все-таки нерентабельно содержать, может, стоит работать там вахтовым методом. Нужно честно признать, что не получается уравнять качество жизни и переделать такие города в рабочие слободки и вахтенные поселки.

Если у нас достаточно ресурсов для выравнивания условий жизни на всех территориях, то имеет смысл бороться за существование этих городов, осуществлять туда бюджетные и корпоративные вливания. Возможно, пришло время более мобильной экономики и структуры человеческого капитала. Моральные издержки переезда будут компенсированы достойным уровнем жизни на более развитых территориях.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: