Коммерческие кредиты регионов: инструмент развития или попытка залатать дыры в бюджетах?

/

В текущем году регионам спишут долги по бюджетным кредитам в объеме более 160 млрд рублей. Тем временем субъекты Федерации наращивают заимствования в банках.

Доктор экономических наук и профессор Никита Кричевский:

– Регионы берут коммерческие кредиты, поскольку нуждаются в дополнительном финансировании, а бюджетных денег им не дают. В перспективе коммерческие средства могут быть замещены бюджетными, как это бывало раньше, а потом их спишут. Ничего необычного в этом не вижу.

Старший научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Минфина России Александр Дерюгин:

– Бюджетные кредиты списывают не просто так, а на определенных условиях, например в обмен на проекты в сфере ЖКХ, инвестиции. Но если не хватает средств на исполнение текущих обязательств, что делать? Если бы кредиты просто списывались и у регионов освобождались средства для исполнения текущих или необходимых капитальных расходов, то это одно. Но они вынуждены тратить – деньги надо где-то брать. Кредиты на покрытие бюджетного дефицита сейчас не предусмотрены в федеральном бюджете, поэтому субъект вынужден сокращать расходы либо брать коммерческие кредиты. Надо понимать, что регион не может просто пойти и взять коммерческий кредит. Банк не даст денег, если не получит одобрения Минфина. Аналогичным образом берут и муниципальные коммерческие кредиты. Минфин просчитывает все риски и держит ситуацию на контроле, поэтому никаких проблем с этим нет. Коммерческие кредиты все равно будут брать, поскольку траты регионов растут, что вызвано инфляцией, социальными и другими расходами. Небольшие долги они могут накапливать, это некритично.

Независимый экономический эксперт, государственный советник Российской Федерации 2-го класса доктор экономических наук Людмила Пронина:

– Тренд на увеличение доли коммерческих кредитов заметен начиная с 2025 года (выше 4% в общем объеме кредитов) при сохранении объема бюджетных кредитов в стране. Это объясняется смягчением бюджетно-кредитной политики, снижением ключевой ставки ЦБ с 21% до 18%, что обусловлено уменьшением инфляции до 9,4%. Снижение ключевой ставки означает рост потребительского и инвестиционного спроса, а также возможность использования регионами и муниципалитетами коммерческих кредитов. По итогам 2024 года рост инвестиций в основной капитал составил 7,4%. По мере смягчения денежно-кредитной политики ожидается ускорение роста до 3,7% в 2028-м. Это важный фактор, так как в 2025 году произошло охлаждение экономики и ожидается рост ВВП на уровне 2,5% против 4,3% в 2024-м. В таких условиях сохранение уровня экономик регионов в значительной мере зависит от их собственных финансовых возможностей, в том числе использования коммерческих кредитов.

Федеральный центр может повлиять на субъекты в вопросе оказания им финансовой помощи. ФЗ № 152 от 24.06.2025 «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» предусматривает уточнение распределения отдельных субсидий и субвенций бюджетам субъектов без изменения общего объема межбюджетных трансфертов. Таким образом учитываются потребности регионов в финансовой помощи и развитии социальной сферы.

Научный руководитель Института региональных проблем кандидат политических наук Дмитрий Журавлев:

– Бюджетные кредиты предоставлялись регионам именно для того, чтобы заместить коммерческие. Когда субъектам погашают бюджетные кредиты, а они начинают брать коммерческие, это плохой признак, ведь последние отдавать гораздо труднее. Возможно, регионы на это идут, чтобы заткнуть дыры в бюджете, уже не думая, какими будут проценты. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от руководства Минфина или ЦБ. Возможно, есть смысл вообще запретить такие заимствования.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: