Главная проблема внедрения ИИ в госуправление – нехватка методологии и компетенций
Минцифры РФ предложило провести эксперимент по использованию генеративного ИИ в госуправлении. Будут созданы специальные сервисы для решения типовых задач, повышения эффективности и оптимизации процессов. Пользователями добровольно смогут стать и региональные власти.
Искусственный интеллект способен кардинально изменить характер работы госслужащих, освободив их от множества рутинных операций. Уже сейчас ИИ помогает автоматизировать обработку документов, сортировку запросов, поиск ошибок, формирование отчетности и многое другое. Он повышает скорость административных процедур и снижает вероятность человеческих ошибок. Однако по моему опыту даже в классическом бизнесе, где процессы более гибкие, а конкуренция требует внедрения новых инструментов, ИИ встречает сопротивление сотрудников. Что уж говорить о государственном аппарате, где внедрение любых изменений требует времени, выстроенных регламентов и высокого уровня доверия.
Главная проблема – нехватка методологии и компетенций. Пока еще нет готовых «учебников» и настольных инструкций по применению ИИ в госуправлении. Отрасль развивается прямо сейчас в ручном режиме, и 90% активных пользователей нейросетей – это новаторы, которые экспериментируют, пробуют, осваивают инструменты на ходу. Для по-настоящему успешного и масштабного внедрения понадобится системная образовательная кампания. Недавно я выступал на мероприятии для государственных специалистов по коммуникациям – менее половины из них используют нейросети в ежедневной работе. Но после обсуждения и демонстраций большинство выразили готовность внедрять их, то есть потенциал и интерес к работе с ИИ есть, но не хватает уверенности, знаний и поддержки.
Сфера ИИ требует не только готовности к обучению, но и взвешенного подхода к технологиям. Сегодня все передовые нейросети принадлежат зарубежным компаниям. До тех пор, пока отечественные платформы, такие как разработки «Сбера», «Яндекса» и других, не достигнут аналогичного уровня, государству придется быть особенно аккуратным в вопросах передачи данных, технологической зависимости и информационной безопасности. Осмотрительность в этом вопросе оправданна, особенно при масштабных «пилотах».
С учетом высокой инертности государственной системы в ближайшие два-три года маловероятно, что внедрение ИИ приведет к заметному сокращению персонала. Прежде всего необходимо научить сотрудников работать с новыми инструментами, адаптировать процессы и создать доверие к технологиям, что особенно важно, если речь идет о базировании на российских ИИ-моделях. При этом освоение ИИ даст госслужащим важные трансформирующие компетенции, которые могут быть востребованы и за пределами госсектора. Уже в ближайшем будущем понимание и умение работать с ИИ откроет для них перспективы трудоустройства и в коммерческих структурах, цифровых компаниях, консалтинге, где ценится сочетание отраслевой экспертизы и технологических навыков.