Смена главы Минтранса и самоубийство Старовойта: последствия курского дела?


Пре­зи­дент РФ Вла­ди­мир Пу­тин на­зна­чил Ан­дрея Ни­ки­ти­на ис­пол­ня­ю­щим обя­зан­но­сти ми­ни­стра транс­пор­та Рос­сии. До это­го он ра­бо­тал за­ме­сти­те­лем гла­вы Мин­тран­са, а ра­нее – гу­бер­на­то­ром Нов­го­род­ской об­ла­сти. Ни­ки­тин сме­нил Ро­ма­на Ста­ро­вой­та, ко­то­рый утром 7 июля был от­прав­лен в от­став­ку. Днем ста­ло из­вест­но, что Ста­ро­войт по­кон­чил с со­бой. Эксперты РК считают, что отставка Старовойта была связана с уголовным делом о хищении средств при строительстве фортификационных сооружений на границе региона с Украиной, по которому проходит его преемник – экс-губернатор Курской области Алексей Смирнов.

Смерть вместо уголовного дела 

Экс-министр транспорта РФ Роман Старовойт покончил с собой в подмосковном Одинцово, сообщили в Следственном комитете РФ.

Ранее, утром 7 июля, президент РФ Владимир Путин отправил его в отставку. Соответствующий указ опубликован на портале правовых актов.

Старовойт с 2012 по 2018 год руководил Росавтодором, с октября 2018-го по май 2024-го возглавлял Курскую область, а затем был назначен главой Минтранса РФ.

На пост губернатора вместо Старовойта был назначен Алексей Смирнов. Он возглавлял область с мая по декабрь 2024 года, а в апреле 2025-го его арестовали. Смирнова и его первого зама Алексея Дедова обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере в составе организованной группы – похищено более 4 млрд бюджетных рублей, выделенных в том числе на строительство фортификационных сооружений на границе региона с Украиной.

Эксперты РК тогда выразили уверенность, что Смирнов не последний высокопоставленный чиновник, которого затронет скандал. Но в то же время пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя причины отставки Старовойта, обратил внимание, что формулировки об утрате доверия в указе главы государства нет.

И. о. главы Минтранса стал Андрей Никитин. Владимир Путин внесет его кандидатуру на утверждение в Госдуму, и если депутаты поддержат, будет подписан указ о назначении.

Никитин с февраля 2025 года был заместителем Старовойта, отвечал за цифровую трансформацию, деятельность по информатизации и автоматизации транспортного комплекса страны. До этого на протяжении почти восьми лет работал губернатором Новгородской области, возглавлял рабочую группу Госсовета по направлению «Социальная политика». С 2011 по 2017 год занимал должность гендиректора Агентства стратегических инициатив.

На встрече с президентом 7 июля Никитин отчитался о проделанной работе на посту замминистра транспорта, в частности о цифровизации транспортной отрасли. Глава государства в ответ рассказал, что председатель правительства Михаил Мишустин высоко оценивает деловые и личные качества Никитина, результаты, которых он добивается в достаточно короткие сроки, в связи с чем ему предлагается сделать «еще один шаг вперед по карьерной лестнице».

Ожидаемые кадровые изменения

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов отмечает, что отставка Старовойта была предсказуема, так как именно он ответственен за сложившуюся ситуацию в Курской области.

«Вы­бор Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным в ка­че­стве но­во­го ми­ни­стра транс­пор­та Ан­дрея Ни­ки­ти­на – это став­ка на свой­ствен­ные ему ре­ши­мость и энер­гию, на раз­рыв с инерт­но­стью и вы­жи­да­ни­ем, ко­то­рые были ха­рак­тер­ны для управ­лен­че­ско­го сти­ля Ста­ро­вой­та», – говорит Орлов.

За­вка­фед­рой го­су­дар­ствен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го управ­ле­ния КГУ Владимир Слатинов считает, что, хотя ряд наблюдателей и называют возможной причиной отставки Старовойта серьезные проблемы у авиаперевозчиков, все-таки наиболее вероятный фактор – история с фортификациями в Курской области.

«Это очень бо­лез­нен­ная тема для Крем­ля. Втор­же­ние ВСУ в Кур­скую об­ласть, ко­неч­но, ока­за­ло крайне нега­тив­ное вли­я­ние на стра­ну. В кон­тек­сте уже на­коп­лен­ной ин­фор­ма­ции по­нят­но, что как ми­ни­мум по­ли­ти­че­скую от­вет­ствен­ность за про­ис­хо­дя­щее несет то­гдаш­ний гу­бер­на­тор и те­перь уже быв­ший фе­де­раль­ный ми­нистр. От­вет­ствен­ность Ста­ро­вой­та оче­вид­на», – комментирует Слатинов.

Назначение Никитина на пост замминистра, по мнению эксперта, вряд ли сознательно проектировалось как будущая замена Старовойту.

Генеральный ди­рек­тор Цен­тра по­ли­ти­че­ско­го ана­ли­за Па­вел Да­ни­лин, наоборот, отмечает, что назначение Никитина замом Старовойта было сразу воспринято как предвестник отставки главы Минтранса.

«Старовойт, конечно, сделал за год достаточно много для транспортной отрасли, но проблемы нарастают – и это естественно. Сейчас мы слышали от президента о необходимости цифровизации. Никитин – человек, который с цифрой знаком и работал», – добавляет Данилин.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: