Губернаторы планируют объемы строительства жилья и хотят закрепления людей с семейной ипотекой в регионах
Валентина Матвиенко предложила ограничить выдачу семейной ипотеки регионом прописки. Спикер СФ заявила, что половина льготных ипотечных кредитов приходится на столичные субъекты, но такая ипотека «не должна использоваться обходными путями в инвестиционных целях».
Идея Валентины Матвиенко кажется мне понятной и прозрачной с точки зрения государственных интересов: государство заинтересовано в том, чтобы вся Россия не сгущалась в одной Москве, Петербурге, Казани и других крупнейших городах. Если человек действительно хочет переехать в Москву и тут купить квартиру – пусть переезжает и покупает, но уже будучи зарегистрированным в столице.
Понятно с точки зрения региональных правительств: они помогают получить семейную ипотеку, то есть выдают субсидию и за счет нее планируют собственные трудовые ресурсы, объемы строительства, доходы бюджета. Если регион выдает семейную ипотеку человеку, а он ее тратит в другом субъекте, то получается, что правительство региона финансирует вывод денег из своего бюджета и отъезд рабочих рук. Здесь чисто финансовая логика. Важно, чтобы она никак не коррелировала с логикой закрепощения человека просто в регионе.
Губернаторы, если они в нынешних условиях высокой ставки, планирования льготной ипотеки и льготного строительства должны помогать и стройкам, и людям, должны понимать, сколько этого жилья нужно.
То есть разговоры о Госплане 2.0 – о том, что плановая экономика постепенно возвращается и подменяет собой рыночную, – они действительно имеют место, потому что рыночная экономика как раз подразумевает, что никаких регуляторов нет, люди сами ногами проголосуют, где они хотят покупать жилье. И при ипотечной ставке 5% это действительно может быть любой регион: где тебе выгоднее, лучше, где тебе хватает денег, там и бери, потому что ставка и так низкая, выбор широкий – пожалуйста. А в состоянии, когда государство фактически блокирует ипотечные возможности, взять ипотеку под нынешние 30% могут позволить себе единицы: те, у кого уже есть стартовый капитал или очень высокие зарплаты, или те, кто покупает жилье как инвестицию, планируя сдавать его и получать доход выше 30%. Это какая-то возможность сохранить деньги ввиду роста инфляции.
Понятие «Москва не резиновая» снова актуально, потому что не очень понятно, зачем в Москве продолжать строить жилье, если уже мало кто может купить и ипотека под 30% мало кому доступна. Логика и в том, что новые «порции» льготных ипотечников из регионов могут в дальнейшем столкнуться с тем, что они в Москве или Петербурге не востребованы, не могут найти работу, цены высокие и т. д. Поэтому предложение в целом здравое – все-таки делать ставку на то, что Россия – это не только пятерка крупных городов, но и как минимум двадцатка, а еще лучше – сотни городов различного уровня жизни и притяжения. Новое жилье строится не только в агломерациях, но и просто в достаточно крупных городах – Орле, Владимире, Калуге, Красноярске и т. д. Государство пытается все это увязать с госполитикой того, что если на местах не хватает врачей, учителей, то люди должны брать ипотеку по месту прописки, учиться там же, по месту прописки, и работать дальше по месту прописки. Тогда не будет такого дефицита врачей, учителей, участковых и всех остальных. Льготная ипотека – семейная или любая другая – будет обеспечивать им возможность со своими невысокими зарплатами бюджетников покупать то, что не могут себе позволить люди с более высокими зарплатами, но не обладающие статусом льготников.
Таким образом, страна переходит к более социальной модели жизни: меньше рынка, больше планирования, меньше возможностей для частного капитала, больше возможностей за счет льгот, бюджетных стратегий и т. д.