Моногорода, которые лишатся этого статуса, в любом случае не будут брошены
Минэкономразвития РФ намерено обновить критерии отнесения муниципальных образований к моногородам: изменения внесут в постановление правительства № 709 от 2014 года. В итоге число моногородов сократится с 321 до 218. По проекту, на этот статус смогут претендовать муниципальные округа, но не смогут городские агломерации. Поддержку сохранят там, где безработица вдвое выше среднероссийской и действует режим ТОР.
Во-первых, я считаю, что это небольшое сокращение: был 321 моногород, станет 218. Всего на треть. Наверное, принято решение закрыть какие-то города, если они не перспективны. Бывает проще людей переселить и закрыть предприятие. И вполне возможно, это связано с тем, что необходимо оптимизировать расходы на содержание моногородов. Если эти города входят в состав территорий опережающего развития, то, соответственно, поддержка будет осуществляться по линии ТОР, а не по линии моногородов.
Во-вторых, сегодня у нас, как сказал президент России на ПМЭФ, в целом по стране уровень безработицы стабилизировался и составляет 2,3%. То есть когда высокая безработица и нет рабочих мест – это одна история. Это было до 2022 года. Сейчас безработицы нет, а рабочих мест – куча, поэтому люди, которые сидят в этих моногородах, имеют возможность поселиться там, где есть работа, и заработать деньги. А бюджеты бывших моногородов в любом случае не останутся без денег. Кто же их бросит? Будут дотации.
Надо ли менять систему отбора моногородов, которые нуждаются в поддержке? Безусловно, должна быть гибкая система. Главное – это благо конкретного человека, потому что есть люди, которые могут собраться и уехать, а есть те, которым непросто это сделать: пенсионеры, многодетные семьи, одинокие матери и так далее. Таких много. И вот на эти незащищенные группы и надо в первую очередь обратить внимание в условиях экономической депрессии. И наверное, действительно нужна сегментация программ поддержки. В первую очередь поддержку должны получать даже не города, а конкретные люди в этих городах, которые не могут решить проблемы самостоятельно в силу возраста, ограничений по здоровью и так далее. Вот это – целевая аудитория.