Угольным предприятиям и регионам может помочь создание в отрасли единого оператора
По данным Росстата, в I квартале 2025 года убытки угольных компаний страны составили 126,3 млрд рублей – рост почти в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2024-го. По решению правительства РФ до 1 декабря все предприятия отрасли получат отсрочку по НДПИ и страховым взносам, предусмотрены и другие меры поддержки.
Сейчас отрасли требуется большее внимание от государства. Стоит вопрос о дальнейшей деятельности около 30 шахт. Стоимость угля на экспорт сегодня ниже, чем планировалось год-два назад, и объемы перевалки в связи с санкциями постепенно перешли с западного направления на Восток, но провозных способностей не хватает. Чем может в этих условиях государство помочь? Безусловно, это вопросы по отсрочкам обязательных платежей: НДПИ, страховые отчисления, налоговые составляющие – инструменты, которые работали в период ковида и начала СВО. Все-таки лучше попытаться сохранить, чем допустить банкротство.
Не исключаю в дальнейшем создания единого оператора в сфере угольной промышленности. Этот вариант напрашивается, хотя он пока нигде не звучал. Мы уже видели участие государства в развитии электроэнергетики, газовом комплексе, нефтяном комплексе, тепловой энергетике. Так почему бы не поднять этот вопрос и в угольной промышленности? И тем самым поддерживать регионы, которые находятся в большой зависимости от добычи угля.
Если в экономику региона глубоко зашита угольная отрасль, что мы там сможем сделать, если закроются шахты? Чтобы закрыть, законсервировать шахту, нужны достаточно серьезные затраты, причем нужно учитывать еще и потом затраты на расконсервацию объекта. И не факт, что он будет в надлежащем состоянии. Все эти вещи, конечно же, государство понимает, поэтому сейчас и министр энергетики Сергей Цивилев, и председатель правительства Михаил Мишустин обеспокоены этим вопросом. И это не аттракцион неслыханной щедрости, а необходимые меры, которые сейчас рассматриваются, в части послаблений налоговой дисциплины, субсидирования перевозок на экспорт, кредитных каникул. Но это не значит, что всем сестрам по серьгам: есть критерии эффективности, и задача – сохранить эффективных.
Возможно, по каким-то объектам впоследствии будет негативный сценарий. Для этого мы сейчас смотрим в сторону законодательства, которое бы гарантировало интересы работников отрасли в части сохранения среднего уровня оплаты труда после ликвидации предприятий. Мы такой закон рассмотрели недавно в Госдуме в первом чтении: он касается не только угольной промышленности – он в целом защищает интересы работников ликвидируемых организаций. Мы не хотим видеть сценарий 1990-х, когда шахтеры выходят на улицы с касками и садятся на рельсы. Поэтому максимальные усилия будут предприняты в ближайшее время.
Также я сейчас прорабатываю идею и буду обращаться в Минэнерго с ней. Возможно, мы подключим и Минвостокразвития, так как это тема использования водных артерий Дальнего Востока для перевозки угля по маршруту река – море. У нас есть граница с Китаем, и перевалка угля с моря на реку создала бы дополнительные возможности и для увеличения объемов экспорта, и для экономики регионов, которые находятся на этих транспортных артериях, таких как Хабаровский край, ЕАО, Амурская область. Это решение поддержало бы не только угольную промышленность, но и судоходство.
Резюмирую: угольная отрасль – это одна из ведущих отраслей страны, когда-то дававшая уверенный приток в экономику регионов и в федеральный бюджет. В любом случае за спадом будет подъем, нам просто надо сейчас эту стадию пережить, сохранив максимально объекты и специалистов.