Муниципальная реформа: почему регионы торопятся перейти на одноуровневую систему?

/

Регионы РФ начали процесс перехода на одноуровневую систему местного самоуправления. Так, например, реформа запущена или готовится к запуску в Красноярском и Приморском краях, Республике Алтай, Тульской и Омской областях, Кузбассе, Чечне, Карачаево-Черкесии. Привести местное законодательство в соответствие с федеральным регионы должны до 1 января 2027 года.

Руководитель агентства «Максимов-консалтинг» Андрей Максимов:

– Главная проблема, для решения которой регионы стремятся быстрее перейти на одноуровневую систему МСУ, – финансовая. Большинство муниципалитетов, особенно маленькие, экономически несостоятельны, однако поддержку от регионов они получать должны хотя бы на исполнение минимальных функций. Чем скорее регионы перейдут на новую модель, тем быстрее закончатся лишние расходы.

Нельзя сказать, что реформа МСУ однозначно вызовет только негативную реакцию. Кому-то такой переход вполне может понравиться, он может вызвать волну поддержки. Но все же оперативность регионов по проведению реформы связана и с возможностью провести в течение года муниципальные выборы по новому закону, чтобы не смешивать их с федеральными в 2026-м.

Отразится ли реформа на выборах 2025 года? Конечно. Чрезмерное укрепление муниципалитетов саму суть муниципального самоуправления ликвидирует – и кому-то это может не понравиться, но все будет зависеть от того, какие политические силы и как будут эту реформу использовать.

Пред­се­да­тель со­ве­та ди­рек­то­ров Цен­тра по­ли­ти­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния «Ник­ко­ло М» Игорь Минтусов:

– Считаю, что регионы не очень-то и торопятся проводить реформу МСУ. Но переход на одноуровневую систему проще и приятнее проводить вне процесса выборов, поэтому у регионов есть два промежутка между активными фазами избирательных кампаний 2025 и 2026 годов – сейчас и осень-зима 2025–2026 годов.

Если говорить о промежутке после выборов 2026-го, то там останется немного времени до 2027 года для проведения реформы, поэтому разумно проводить ее именно сейчас, тогда она не окажет влияние на ЕДГ. Кроме того, теоретически при одноуровневой системе МСУ администрировать думскую кампанию будет проще.

Стоит обратить внимание на список регионов, в которых реформа будет проходить сейчас. Это Приморский и Красноярский края, Омская область, где – внимание! – нет крупных выборных кампаний. Сейчас тихо и спокойно пройдет переход на одноуровневую систему, соответственно, никакого влияния на выборы 2025 года она не окажет, а к 2026-му о ней уже все забудут.

Политолог Алексей Ярошенко:

– Переход на одноуровневую систему МСУ в ряде регионов начался задолго до принятия новой редакции Конституции и закона о единой системе публичной власти. В 2016–2017 годах многие регионы на месте муниципальных районов образовывали городские или муниципальные округа. На мой взгляд, переход к одноуровневой системе МСУ оправдан – не надо плодить сущности там, где этого не требуется. Представительства, существующие при одноуровневой системе, вполне демократичны, отвечают высоким ценностям, целям и принципам демократии.

На выборы в Госдуму реформа МСУ никак не повлияет. Она могла бы оказать влияние на губернаторские кампании, потому что там есть муниципальный фильтр.

Не думаю, что реформа может обернуться серьезными проблемами на сентябрьских выборах – 2025. Переход повышает эффективность управления на местах. Да, люди, которые могли бы быть депутатами при многоуровневой системе, свой статус потеряют, но, если они были в парламенте, значит, у них был серьезный авторитет на селе, соответственно, взаимодействие с ними у властей все равно будет.

И все же поселковые депутаты были, по сути, фасадной историей, фейковой, потому что депутаты вроде бы есть, а полномочий у них, как, впрочем, и бюджета, нет. Так что реформа – это переход к более эффективному государственному управлению на местном уровне. На район 50 или 100 тыс. человек 20–30 депутатов вполне хватает, тем более с ними проще договариваться. Например, в 2017 году большая реформа прошла в Ставропольском крае – и достаточно эффективно. За прошедшие годы видно, что лучше стало жить на селе, в поселках: пришли правильные решения, финансирование и так далее.

От одноуровневой системы так или иначе надо отказываться. Не настолько у нас общество демократизированное и политизированное, чтобы биться за каждый поселок, село и оставлять там депутатов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: