Тенденция к созданию новых предприятий МСП в регионах есть, но она не выдающаяся
По итогам I квартала 2025 года число малых и средних предприятий в России превысило 6,7 млн. Это рекордный показатель с начала ведения специального реестра субъектов МСП в 2016 году. За I квартал 2025 года прирост составил более 118 тыс. компаний и ИП.
Я бы не делал фантастических выводов по поводу роста количества малых и средних предприятий в российских регионах. Если взглянуть на последние отчеты Росстата за январь – март, то выяснится, что число ликвидированных предприятий МСП превышает число созданных. Предприятия, как и люди, живут своей жизнью: сходятся, расходятся, укрупняются или, наоборот, рассредоточиваются. Например, бывает так, что крупное или среднее предприятие разукрупняется под малый бизнес ради налогов, перерегистрируется и так далее. Конечно, тенденция к созданию новых предприятий МСП есть, но она не выдающаяся. Тем более что 40–45% таких предприятий – это торговля, в основном оптовая или розничная. То есть создается предприятие, проводятся две-три сделки – и оно закрывается. Кроме того, в России, помимо официальных самозанятых, 8–10 млн человек – это бойцы невидимого фронта, которые нигде не зарегистрированы. Сейчас потихоньку они легализуются, но числа все равно небольшие.
Процесс идет, но с точки зрения объемов внутреннего валового продукта доля МСП почти не меняется несколько лет. Как она была 21–22%, так и сохраняется. И потом, откуда может образовываться масса новых предприятий? У нас нет резервной армии труда, у нас нулевая безработица. То есть предприятие может открываться и набирать людей только с учетом того, что они уходят с других предприятий. Малые предприятия нужны в основном даже не для объемов производства, а для занятости, чтобы люди могли обрести работу и получать доход.
Малый и средний бизнес не обладает крепкими финансовыми ресурсами, поэтому на его развитие в регионах влияют два фактора: финансовая помощь от региона, которая посодействует в развитии, и возможности получения кредита, то есть динамика ключевой ставки. Сегодня ключевая ставка для малых и средних предприятий – запретительная. Развитие происходит за счет кредитования, а при ставке 21% Центробанка и 27–28% – коммерческих банков это невозможно, никто такие кредиты брать не может, потому что средний уровень рентабельности экономики России 12%. То есть предприятиям для развития банально не хватает финансирования. Это главная проблема.
Кроме того, не хватает квалифицированных кадров. Экономика сейчас перестраивается на новые технологии, знания, а уровень образования, кадров пока сохраняется старый. То есть должны повышаться компетенции, вложения в человеческий капитал, тогда люди будут более производительно трудиться. Плюс у нас производительность труда низкая, а заработная плата высокая, а когда зарплата обгоняет производительность, это плохой экономический эффект. Но это все решаемые задачи. Например, та же ставка может прийти к нормальному значению в ближайшее время.
Малые и средние предприятия вносят свой позитивный эффект в экономику, но желательно было бы его усилить. В экономически развитых странах доля МСП в ВВП составляет порядка 65–70%, а у нас – чуть более 20%, поэтому нужно как-то перераспределять ресурсы и помогать малому и среднему предпринимательству.