Проблема моногородов будет существовать еще десятилетия
СМИ и власти вновь обратили особое внимание на моногорода, которых в России больше 300. Минэкономразвития РФ подготовило проект постановления правительства о смене оператора программы господдержки моногородов: вместо ВЭБ.РФ будет МСП Банк. Планируется, что поддержка станет более адресной и сконцентрированной на территориях, где уровень безработицы выше среднего по стране. Акцент будет сделан на развитии малого и среднего бизнеса на этих территориях.
Тема моногородов, конечно, никуда не уходит из повестки, связанной с развитием российской экономики. Во многом в нашей стране все выстраивалось именно в сочетании города как места жительства с местом приложения труда, поэтому для экономики и страны, имеющей большие территориальные распределения и низкую плотность населения, ограниченность возможностей граждан в осуществлении трудовой деятельности, если они находятся в подобном населенном пункте, – это проблема, которая будет еще очень долго существовать. Но в то же время тема моногородов если и не исчезла из прямой повестки, то, по крайней мере, стала незаметной.
Она очень активно муссировалась в разное время. Примерно лет восемь назад была попытка оформить соответствующий приоритетный проект и придать ему статус государственного на федеральном уровне. Но в настоящее время все-таки эта тема растворена среди других схожих вопросов. И даже, если не ошибаюсь, в Стратегии пространственного развития, принятой в конце декабря 2024 года, как таковые моногорода не фигурируют. Произошло замещение тематикой опорных населенных пунктов, на которые делается ставка, под которые идет развитие и куда многие, в том числе моногорода, так или иначе попадают.
В последнее время был сильный бюджетный импульс для очень многих предприятий, которые расположены в моногородах и ранее не получали должной государственной поддержки. Сейчас получают.
Очевидно, что в видимой перспективе произойдет изменение подходов, связанных с участием бизнеса в развитии территорий. Было поручение президента России о переводе компаний с государственным участием из Москвы в города Урала, Сибири и Дальнего Востока. Я думаю, что это первый шаг к тому, чтобы пересмотреть понимание участия бизнеса в развитии разных территорий. Под это в том числе создаются и новые, менее формализованные институты. В частности, при председателе Совета Федерации создан Совет по вопросам развития Сибири, который как раз рассматривает неординарную повестку – проблемы моногородов тоже активно обсуждаются. И когда из уст сенаторов, председателя Совета Федерации звучат призывы и настойчивые предложения бизнесу больше принимать участие в развитии отдельных городов Сибири, это тоже интересный новый инструмент работы в этом направлении.
Главное, что хочу отметить: сама проблема моногородов будет существовать еще десятилетия или даже столетия. У нас появляются новые моногорода – например, Доброград или Иннополис. Принцип их возникновения и функционирования определяется так же, как и раньше. Единственное, что не всегда, – это индустриальная основа, иногда даже постиндустриальная основа для моноспециализации. Но как таковая целенаправленная политика по отношению к моногородам не сформировалась. Она существует в косвенных инструментах, находящихся либо в регулировании регионального развития, либо в промполитике (в том числе в части импортозамещения), либо в работе с бизнесом.