Скандал из-за строительства самарского крематория: старая элита пытается напомнить о себе, а Федорищев проигрывает медийную кампанию
Жители Красноярского района Самарской области 14 мая вышли на митинг против строительства крематория. Разрешение на возведение объекта выдал региональный Минстрой. Напомним, что проект обсуждался с 2020 года, против активно выступали местные жители и прокуратура, ситуацией заинтересовался глава СК России Александр Бастрыкин.
Проблема самарского крематория – это не разовый кейс, на нее нужно смотреть в некоем контексте политических и медийных событий.
С возведением крематория боролся еще кандидат в мэры Самары Дмитрий Азаров, он боролся тогда рука об руку с нынешним врио губернатора Курской области Александром Хинштейном. Апологетом строительства крематория было в то время полукриминальное окружение ныне бесследно исчезнувшего бывшего мэра Самары Виктора Тархова. Это всегда была большая проблема, потому что само понятие «крематорий» многих триггерит. Кому-то кажется, что это черный дым из труб Заксенхаузена или Освенцима, для кого-то крематорий – это христианская традиция, которая укорена в нашем понимании с ее похоронной церемонией, кому-то просто не нравится напоминание о смерти, а сегодня мы живем в эпоху заметного превышения смертности над рождаемостью, поэтому такой мортальный тренд вызывает дикое раздражение у людей.
Конечно, этот скандал скажется на рейтингах губернатора. Погасить его было элементарно, это не такая большая проблема. Но, видимо, кому-то в окружении Вячеслава Федорищева выгодно, чтобы система «Инцидент Менеджмент» фиксировала и отправляла наверх сигналы о социальном недовольстве. Иначе это невозможно объяснить. Тут надо быть либо совсем безруким, либо ангажированным, чтобы такую мелкую проблему не решить. Но тема вылетела, она раздувается. Вокруг этого я вижу организованную кампанию, направленную на создание в Самарской области атмосферы турбулентности. Итогом должно быть формирование экспертного мнения, что Федорищев – случайный элемент сложной конструкции самарской власти, должен быть признан кадровой ошибкой и отправлен на повышение в федеральные структуры. Пока все это выглядит именно так. Видно, что эфемерное прошлое в лице самарских олигархов пытается биться с приходящим новым. Мы наблюдаем исторический сюжет, когда старая элита пытается, уходя в закат, напоминать о себе. И все это сильно резонирует.
В Самарской области со времен Константина Титова существует вотум недоверия к органам власти. Он сложился в результате целой последовательности неудачных губернаторов. Федорищев сегодня находится внутри этого тренда, и изменить его пока не удается. Он проигрывает медийную кампанию со счетом 0:10, поэтому местная экспертиза уже смотрит на местную олигархию как хоть и на знакомое зло, но зато наше, самарское, предсказуемое.
Я не говорю, что Федорищев плохой управленец. Нет. Он прекрасный экономист, он великолепный управленец, современный человек, работал с очень умными людьми, которые не могут в нем ошибаться, как и не может ошибаться президент. А то, что мы видим, – это кампания, которая направлена даже не лично против Федорищева, она направлена на то, чтобы дискредитировать решение федерального центра по назначению Федорищева. Это очередной самарский вызов федеральным органам власти. Центр ставит Федорищева, а тут идет сильное сопротивление. Я бы даже сказал, что у Самарской области стойкая аллергия на него. Речь идет об определенном теневом правящем классе. Я бы назвал это глубинным самарским государством, которое мешает работать Федорищеву. И построят крематорий или нет, теперь не имеет никакого значения для тех, кто раскручивал эту тему. Всплеск негатива состоялся, уже кто-то спешит по длинным коридорам администрации президента с файлом, на котором написано: «Очередной провал политики губернатора Федорищева». И какой-то блогер наверняка уже строчит: «Его перспективы пахнут дымом крематория».