Рейтинг Меликова в Дагестане низкий, но майскую перестрелку общество не связывает с главой республики


В Дагестане произошло очередное ЧП: боевики напали на наряд ДПС в Махачкале. По уточненной информации, погибли двое полицейских, ранены пять человек, среди них – женщина и девушка 17 лет, оказавшиеся рядом. Глава республики Сергей Меликов заявил, что «каждый, кто причастен к этому нападению, понесет суровое наказание», а семьям погибших выделят по 1 млн рублей.

Перестрелку в Махачкале 5 мая пока сложно объяснить. Не ясны ни мотивы стрелков, ни то, есть ли у них сообщники и организаторы. Поэтому, судя по всему, силовой блок воздерживается заявлять, что акция носила террористический характер, и возбудили уголовное дело по факту посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Типичное террористическое преступление (как это показали, к примеру, события прошлого года, когда террористы совершили рейд в Махачкале и Дербенте) выражается не только в подрывах и убийствах, но и в оглашении политических или религиозных лозунгов. Тут в этом деле тишина. Полагаю, что следствие в ближайшие день-два выдаст какие-то подробности на этот счет.

Напряженная ситуация в Дагестане связана с целым рядом факторов. Часть носит политический характер, часть – социальный. Есть сложности во внутрирелигиозных и межнациональных отношениях, в вопросах оборота земель и объектов недвижимости, есть проблемы безработицы, низкого уровня жизни и реальных доходов населения, вопросы династий и кланов в органах власти и силовых структурах, вопросы непонимания или нежелание понимать общественно-религиозные настроения общества. Есть большое расслоение общества между бедными и богатыми. И есть проблема, когда местные республиканские (как гражданские, так и силовые) органы власти отказываются признавать и решать реальные проблемы общества, скрывая их за лозунгами и обещаниями. Но все вышеперечисленное создает только общий фон настроений в республике. В целом население Дагестана, как признают руководители силовых структур и подтверждает статистика преступлений, является законопослушным.

Терроризм как явление, которое носило почти массовый характер, исчез. Есть только отдельные, разовые эксцессы. Что касается жесткой антитеррористической политики в регионе, я не могу сказать, что она не выстроена. Дагестан долгое время жил в режимах КТО, целые села на десяток лет блокировались полицией, а людей массово ставили на профилактический учет. Во многом эти меры грубо нарушали гражданские права населения, настраивали негативно по отношению к властям, но тем не менее силовые структуры посчитали этот опыт успешным и продолжают его реализацию.

Отразится ли это на позициях Меликова? Глава региона не отвечает за силовой блок. Поэтому, если смотреть по линии некоей административной ответственности, тут по нему ничего ударить не должно. Что касается оценки Меликова со стороны Кремля и общества, то, конечно, общественно-политические и социальные настроения зависят от главы региона. Несмотря на то что рейтинг Меликова в Дагестане низкий, перестрелка не связывается с Меликовым – в том плане, что его политика якобы была причиной этой преступной активности или же что стрелки пошли его свергать.

Возможно, Москва сделает выводы относительно Меликова и его политики. Но это не точно. Сегодня глава республики объявил, что семьи погибших сотрудников полиции получат по 1 млн рублей, а семьи пострадавших – до 500 тыс.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: