Совет законодателей обсудил проблемы обеспечения регионов кадрами в образовании. По данным депутатов, дефицит педагогов в субъектах может достигать 30%, в Министерстве просвещения заявляют о 2%. Какие цифры отражают реальную ситуацию с нехваткой учителей и что может привлечь и удержать молодых педагогов в школах, обсуждаем с экспертами РК. Подробности – в сюжете
Разные цифры
В российских регионах не хватает учителей. Дефицит педагогов наметился как в городских, так и в сельских образовательных учреждениях.
«Результаты проверок Счетной палаты показывают, что в школах, особенно сельских, не хватает порядка 30% учителей. В городских есть дефицит преподавателей математики, физики, химии», – написал в своем Telegram,-канале спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Кадровую проблему обсудили на заседании Совета законодателей при Федеральном собрании РФ. Провели встречу председатель Совфеда Валентина Матвиенко и спикер Госдумы Вячеслав Володин. В заседании принял участие и министр просвещения Сергей Кравцов, который прокомментировал проблему с кадрами.
«Согласно данным портала «Работа в России», в отрасли открыто порядка 20 тыс. вакансий – это около 2% от общего числа педагогов. Но крайне важно детализировать эти цифры. Нам необходимы конкретные данные по каждой школе и региону», – заявил Кравцов.
Расхождение в цифрах вызвало дискуссию.
«Вы сейчас предлагаете депутатам заняться работой сбора вакансий, потому что у вас нет таких данных. Мы хотели обсудить, как решать проблему кадров в сельских и городских школах. Здесь ответа не последовало. Но базовый вопрос – признание проблемы. Вы говорите, что проблемы нет», – возмутился Володин.
Негодовала и спикер Совфеда Валентина Матвиенко. Она обратила внимание на то, что выпускники педагогических вузов не идут в профессию, а те, кто идет, получают низкие зарплаты.
«Зарплата молодого учителя не просто неконкурентная – на нее невозможно содержать семью. Мы же говорим еще о демографии. Это все взаимосвязано», – отметила Матвиенко.
Она подчеркнула, что при разработке новой системы оплаты труда педагогов эти проблемы должны быть решены.
Отметим, что ранее правительство России анонсировало запуск тестирования нового подхода к оплате труда учителей и врачей. Механизм выплат педагогам отработают в Удмуртии, Владимирской и Сахалинской областях, а медикам – в Якутии, Курганской и Липецкой областях. Планируется, что все регионы перейдут на новую систему оплаты труда бюджетников с 2027 года.
Нагрузка растет, а зарплата – нет
Ситуация с дефицитом учителей свойственна всем регионам без исключения, при этом нагрузка на учителей растет, а зарплаты – нет, отмечает председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков.
«Законодательно определена норма нагрузки 18 часов в неделю, но большинство учителей в школах работают за двоих, троих. Плюс ко всему классное руководство. Надо, конечно, создавать нормальные условия труда и обеспечивать достойную зарплату. То есть за 18 часов учитель должен как минимум получать среднюю зарплату по региону. И вообще надо оказывать на школу меньше давления, максимально не вмешиваться в образовательный процесс, а то у нас куча инициатив – над учителями ставятся эксперименты. В этих условиях работать невозможно», – заключает эксперт.
Директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина отмечает, что дефицит учителей в регионах действительно есть, однако цифры, очевидно, все считают по-разному.
«Я не думаю, что 30% (дефицит учителей) – это правильная цифра. Такого все-таки, конечно, нет, потому что в этом случае и органы управления образованием вмешались бы, и другие. Это просто была бы угроза реализации образовательной программы. Но и в 2% поверить нельзя, потому что напряженная ситуация везде, во всех регионах – даже там, где хорошие зарплаты, где стараются создать привлекательные условия для педагогов и возможности для повышения квалификации», – комментирует Абанкина.
Пока, констатирует эксперт, альтернативная занятость предлагает учителям лучшие возможности – в первую очередь с точки зрения нагрузки и ответственности. По мнению Абанкиной, чтобы привлечь и удержать педагогов в школах, нужны не только достойные зарплаты, но и другие социальные гарантии – например, специальная отраслевая пенсия.