У регионов разный опыт с концессиями в ЖКХ, но в целом бизнес не стремится в эту сферу
Оснований для изменения условий концессионных соглашений в сфере тепло- и водоснабжения станет больше. По решению правительства РФ теперь такие концессии могут корректироваться, если ключевая ставка ЦБ выросла после заключения концессии на два процентных пункта и более. Также изменить условия соглашения можно будет в ситуации, когда регион или муниципалитет передал инвестору объекты, характеристики которых оказались хуже предполагавшихся.
Это справедливое решение, потому что нужны какие-то реверансы в сторону бизнеса. Прямо скажем, он не стремится идти в сферу ЖКХ, если мы говорим о концессиях в ЖКХ, потому что у нас во многих случаях инвестиции, к сожалению, не окупаются. Например, когда-то Ассоциация водоканалов считала, сколько нужно лет, чтобы окупились инвестиции, предположим, в водоканал города Щекино при нынешних тарифах на воду. Оказалось, что потребуется 150 лет. Конечно, при таких условиях бизнес не идет в эту сферу. А задачи у нас стоят грандиозные. Стоит задача обеспечить модернизацию всей инфраструктуры к 2030 году. Стоит задача вложить 4,5 трлн рублей в эту сферу. И только 1 трлн пойдет из бюджета или околобюджетных источников. Остальные 3,5 трлн нужно будет вкладывать частных инвестиций. А когда люди готовы в эти концессии вложиться, выясняется, что внешние условия меняются (типа ключевой ставки). Там тоже заемные средства, и инвесторы рассчитывали на одно, а получается другое. Не говоря уже о том, что и тарифы меняются каждый год. Тарифы меняются на региональном уровне, а концессионные соглашения заключаются на муниципальном, то есть очень часто одни обещают одно, а вторые меняют условия. Поэтому правительство принимает решения для того, чтобы даже не поощрить и поддержать бизнес, который вкладывается в сферу ЖКХ, а создать ему справедливые условия работы.
При этом я хочу напомнить, что 18 февраля мы приняли в третьем чтении закон о концессионных соглашениях, где существенно ужесточили требования к концессионерам в сфере ЖКХ. Неисполнение инвестиционных программ приравнивается к грубым нарушениям концессионного соглашения. То есть мы гайки закручиваем постепенно для бизнесменов, но при этом, когда действительно ухудшение или невыполнение условий контракта зависит не от них, это объективно, надо действительно так и сказать. Поэтому новые решения правительства связаны именно с этим.
Пока у нас фейковых концессионных соглашений, когда люди заключили соглашение, а в нем даже нет обязательств что-то вкладывать, тоже предостаточно. Вот сейчас была проверка Счетной палаты, и четверть таких случаев выявили из всех заключенных договоров. Поэтому у нас, к сожалению, в регионах по-разному. Есть действительно уникальные истории, когда приходит концессионер даже в сферу водоснабжения, водоотведения, которая наименее привлекательная, и там реально меняет инфраструктуру, делает более качественной подачу ресурсов. А бывают случаи, когда берут теплосети, просто их эксплуатируют, но ничего не делают. У нас очень разные концессионеры с разными условиями. У некоторых, может, был иностранный капитал, а он ушел. Нет единого реестра этих концессий, на чем мы настаивали в прошлом году, когда готовили дорожную карту по решению основных проблем ЖКХ. Надеюсь, она все же появится.