Оппозиция готовится к взятию трех регионов


Лидеры российских либералов Алексей Навальный и Михаил Касьянов организуют предвыборный блок из ряда оппозиционных партий и будут бороться за места в региональных парламентах и горсоветах региональных центров в Новосибирской, Калужской и Костромской областях. Об этом 22 апреля сообщает РБК.

Как уточняет в этот же день Gazeta.ru, ранее в апреле было объявлено, что в коалицию объединяются РПР-ПАРНАС, Партия прогресса (инициаторы), «Демократический выбор», «Гражданская инициатива», Партия 5 декабря и Либертарианская партия.

Ранее в обзоре «РК» о проведении праймериз «Единой России» сообщалось, что всего в этом году пройдут выборы депутатов 11 региональных парламентов и 25 городских дум региональных столиц. При этом, как уточняет РБК со ссылкой на близкие к партии власти источники, именно Новосибирская. Калужская и Костромская области будут самыми тяжелыми для избирательных кампаний «ЕР».

Большие планы

«В планах оппозиции — при первом же попавшем в региональный парламент депутате внести поправки в бюджетный кодекс для перераспределения налоговых потоков в регионы из центра, заявил лидер «Демвыбора» Владимир Милов. Приведя в пример калужского губернатора Анатолия Артамонова (возглавляет область 15 лет), политик пообещал борьбу с несменяемостью элит», — писала Gazeta.ru.

При этом оппозиционеры проведут собственные праймериз, сообщил представитель Центрального совета Партии прогресса Леонид Волков – отбор кандидатов в региональные списки начнется после майских праздников, а завершится в июне. Претендовать на участие в праймериз сможет любой человек, подписавший декларацию о базовых ценностях коалиции. К наблюдению за ходом предварительного голосования приглашены представители «Голоса», «Сонара» и «Гражданина наблюдателя».

«При этом оппозиция отказывается от тактики «паровозов» (популярных кандидатов, которые увеличивают рейтинг списков, но после выборов сдают мандат). Не будет в списках и «варягов». Московский десант с медийными оппозиционерами поддержит местные кампании скорее агитацией», — уточняет СМИ.

В итоге оппозиционные списки в регионах будут на половину представлены техническими кандидатами от партии ПАРНАС, а на половину – победителями праймериз. Как утверждает Волков, это нужно для соответствия требованию ряда городов, где список должен состоять из минимум 100 человек.

Эксперты уже отметили, что попадание в региональный парламент хотя бы одного кандидата-списочника от оппозиции, сделает возможным участие той или иной партии в выборах в Госдуму 2016 г. без сбора подписей.

Есть ли шансы?

Объединение нескольких, пусть даже наиболее заметных оппозиционных партий, еще не означает общего объединения оппозиции, считает политолог Иван Преображенский. Тем не менее, по его мнению, шансы у такого союза, есть. "Даже на региональных выборах, если оппозиционеры, с одной стороны, смогут грамотно провести праймериз и избирательную кампанию по принципу "от двери к двери", а с другой стороны, смогут предотвратить применение местными властями административного ресурса в масштабах, существенно влияющих на результаты выборов", — заявил он.

Однако политтехнолог Андрей Тихонов заявил "РК", что шансов у "Демократической коалиции" практически нет.  РПР-Парнас и "Партия прогресса" в заявленных областях представлены слабо. 

— Лидер костромских парнасовцев, историк Николай Сорокин, известен тем, что возглавляемая им НКО едва ли не первой в стране получила статус "иностранного агента". Больше на политическом поприще ему похвастаться нечем. Попытка провести в 2011 году митинг "за честные выборы" в Костроме и вовсе привела к казусу – полиция задержала за нарушение порядка проведения подобных акций буквально всех его участников. Всех четверых, — напомнил эксперт. 

Более того, стать альтернативой власти несистемным оппозиционерам помешают системные. "В Новосибирской области не собирается сдавать свои позиции КПРФ, которая не потеряла оппозиционный статус, несмотря на мэрский пост своего лидера Анатолия Локотя. В Костромской области, помимо традиционно сильных коммунистов, большой электоральной перспективной обладают эсеры во главе с депутатом Госдумы Андреем Озеровым. Так что если перед избирателем встанет вопрос выбора альтернативы "Единой России", то КПРФ и "Справедливая Россия" легко смогут его решить, — заявил Тихонов. 

Политолог Владислав Сахарчук, говоря о Калужской области, также заявил, что регион относится к числу политически стабильных регионов: оппозиция здесь системна и не имеет значимой электоральной базы. "Однако при всем этом достаточно велик уровень латентного протеста, который до сих пор выливался в «политический эскапизм» — образованное городское население сторонилось политики. По всей видимости, именно на эту категорию нацеливается РПР-Парнас", — заявил он.

Кто помогает оппозиции, а кто нет

Пока несистемная оппозиция планирует свои избирательные кампании, системной свою помощь предлагает «Единая Россия». Губернатор Калининградской области Николай Цуканов заявил, что правящая партия в целях повышения конкуренции на выборах губернатора готова помочь оппозиционным кандидатам пройти «муниципальный фильтр». Об этом 14 апреля сообщает портал «Новый Калининград».

«Я насколько знаю, уже активно обсуждается участие тех или иных кандидатов. Игорь Ревин (глава обкома КПРФ — прим. „Нового Калининграда.Ru“) публично об этом заявил. Я думаю, что и ЛДПР в ближайшее время заявит о своем кандидате. Кто это будет, пока сложно говорить, но это и не очень принципиально. „Справедливая Россия“ наверняка выдвинет кандидата, другие партии. Поэтому я придерживаюсь принципов конкурентности, и если необходимо будет попросить „Единую Россию“ помочь преодолеть фильтр для тех или иных участников, мы готовы это обращение рассмотреть», — заявил губернатор.

Впрочем, это было сказано после заявления Ревина о том, что Цуканов должен обеспечить участие на выборах всем «более-менее вменяемым» кандидатам, иначе потом губернатору будет стыдно, сообщал 7 апреля портал «Rugrad.eu».

При этом, как 21 апреля написал «Коммерсант», «Единая Россия» не будет помогать конкурентам в сборе подписей муниципальных депутатов на выборах президента Республики Татарстан.

«Мы никому помогать не собираемся», — заявила на пресс-конференции заместитель секретаря реготделения Римма Ратникова. Она подчеркнула, что в настоящий момент единороссы контролируют 80% мест в городских и поселенческих советах, в то же время остальные 20% «свободные». «20% не являются членами партии, либо члены других партий. Вот за их голоса пусть и поборются», — цитирует газета.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов ранее заявил «РК», что на фоне возможного ослабления системной оппозиции противостояние обостряется между провластными силами — «Единой Россией», ОНФ и партиями, находящимися в «непосредственной зоне влияния фронтовиков».

«Соответственно, основная интрига такой кампании сводится к тому, будет ли в результате выборов сформировано относительно монолитное и управляемое конституционное большинство, или это будет сложная коалиция, отражающая пересечение конкурирующих интересов различных групп внутри федеральных и региональных элит», — пояснил Игнатов.

Как это было в 2014

Накануне прошлогодних региональных выборов «РК» со ссылкой на экспертов, сообщал, что большинство из 30 губернаторских избирательных кампаний почти со 100% вероятностью выиграют временно исполняющие обязанности глав регионов, которых назначал глава государства. Среди них в итоге оказался и назначенный врио губернатора Орловской области коммунист Владимир Потомский, который, соответственно, тоже воспользовался поддержкой президента и заранее получил доступ к управлению регионом. Таким же образом в 2013 г. к власти в Забайкальском крае пришел эсер Константин Ильковский. Но это лишь подтвердило заявления экспертов, тем более, что остальные места достались кандидатам от «Единой России».

Комментируя губернаторские кампании, политолог Олег Матвейчев заявил, что оппозиция тогда просто решила «не идти» на выборы.

«Дело в том, что сама оппозиция на эти выборы, что называется, решила «не идти». Все понимают, что идти против ветра совершенно бессмысленно. После Крыма и Украины рейтинги власти, губернаторов, «Единой России», Путина и т.д. зашкалили и вообще взяли исторический максимум. В этих условиях тратить деньги, усилия – совершенно бессмысленно. То есть оппозиция решила подождать до 2016 года, до 2018 года и там уже, когда изменится ситуация, пытаться участвовать. А сейчас – это просто «палево» ресурсов и не более того. Никто нигде толком не выдвинулся, никто нигде не ведет никаких кампаний», — утверждал эксперт.

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, заявил: в случае с выборами губернаторов Кремль сделал ставку на тех, кто уже имел политический вес, опыт и авторитет.

«Ставка оказалась верной: уровень поддержки большинства глав регионов высок и очень высок (60-90%). Уверенную победу кандидаты от власти одержали и там, где в начале кампании был вполне возможен второй тур (Мурманская, Астраханская области, Республика Алтай, Красноярский край). При этом легитимность выборов (кроме двух регионов с феноменально высоким уровнем досрочного голосования) достаточно высока – серьезных нарушений и масштабных претензий участников политического процесса не зафиксировано», — заявил эксперт.

Коснулся Орлов и темы «муниципального фильтра», который позволял или не позволял оппозиционерам участвовать в выборах.

«Могли ли все значимые оппозиционные кандидаты самостоятельно преодолеть муниципальный фильтр? На первый взгляд, могли бы, если бы подготовились к сбору подписей муниципальных депутатов заранее, работали с региональными отделениями и первичными организациями своих партий, регулярно занимались избирательными кампаниями на муниципальном уровне – одним словом, действовали более системно, технологично и эффективно. Однако проблема муниципального фильтра выходит за рамки неэффективности работы оппозиционных партий в сфере избирательных технологий. Ведь именно фильтр в его нынешнем виде периодически побуждает «Единую Россию» отказываться от собственной идентичности, поддерживая кандидатов от оппозиционных партий, и усиливает потребность в «ручном» регулировании региональных избирательных кампаний из центра в ответ на недовольство оппозиции», — подытожил Орлов.

Похожая история, как сообщал «РК», случилась и на выборах в региональные парламенты.

«Партия власти набрала абсолютное большинство во всех 14 регионах, где проходили выборы в местные парламенты — в Брянской области, Крыму, Севастополе и Туве она получила 90% и более мандатов. В общей сложности «Единая Россия» получила восемь из десяти разыгрывавшихся депутатских кресел и стала единственной партией, число избирателей которой выросло даже при падении явки. Коммунисты потеряли четверть от своего депутатского корпуса, но «Справедливая Россия» в регионах, где проходили выборы, потеряла половину электората и депутатов», — информировал портал.

Политолог Алексей Кунгуров, в свою очередь, заявил «РК», что настоящей оппозиции в России нет.

«Во-первых, никакой оппозиции в РФ нет, есть лишь силы, которые по высочайшему повелению играют роль оппозиции (парламентские партии) и силы, которые конкурируют с ними за получение подряда на имитацию оппозиции (внесистемщики). Во-вторых, «оппозиция» всегда была в плачевном состоянии, ибо именно это от нее требует верховная власть», — сказал эксперт.

Кунгуров напомнил о том, как на выборах губернатора Тюменской области коммунисты выдвинули Павла Дорохина – неизвестного в регионе, ранее судимого москвича. По мнению политолога, это было сделано для обеспечения высоких результатов победителя – Владимира Якушева, который в итоге набрал 87% голосов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: