По вопросу о четвертом сроке Минниханова, вероятно, продолжается торг с федеральным центром
Состоялась встреча президента РФ Владимира Путина с главой Татарстана Рустамом Миннихановым, в ходе которой обсуждались экономическое развитие региона и поддержка специальной военной операции. В отличие от других руководителей регионов, у которых в этом году истекает срок полномочий, Минниханов не просил у главы государства одобрения для выдвижения на выборы. Напомним, Минниханов руководит Татарстаном с 2010 года.
Встреча Владимира Путина с Рустамом Миннихановым действительно несколько выделяется в ряду других аналогичных встреч с главами регионов. Несмотря на добродушный диалог под камерами, обратила на себя внимание рассадка: на встречах с главами регионов Путин сидит, как правило, напротив них, показывая свое уважение к статусу главы субъекта Федерации. Редким исключением является рассадка «руководитель – подчиненный»: так обычно Путин общается с министрами, сенаторами. Однако это не является протокольным правилом – и в том и в другом случае могут быть различные вариации.
Второй момент: не было озвучено одобрение следующего (четвертого) срока Минниханова. Обе стороны понимают, что такой шаг сделает Рустама Минниханова едва ли не единственным «старожилом» губернаторского цеха, полноценным «тяжеловесом», влияние которых прежде федеральный центр сдерживал. В данном случае Минниханов действует очень грамотно: имеет сильные позиции в экономической сфере, контролирует ситуацию внутри региона (что не раз подчеркивалось в ходе встречи), при этом не прибегает к прямому шантажу федерального центра, как это часто делали его коллеги в 1990-е и 2000-е. Он методично балансирует между политическими и экономическими выгодами, минимизирует конфликты, в нужный момент идет на необходимые уступки. Это является залогом его политической выживаемости.
Вместе с тем я бы не спешил говорить, что вопрос с продлением его полномочий подвис. На это не указывают ни события внутри региона, ни минувшая встреча. Предположу, что на федеральном уровне идет некий торг по цене, которую действующее руководство республики готово «отдать» за сохранение своих позиций. У Татарстана в собственности остались весомые ресурсы – крупные промышленные предприятия. Они же во многом являются платформой для сильной позиции республики, отстаивания собственных интересов. В условиях, когда федеральный центр нуждается в дополнительных средствах, велика вероятность того, что ряд производств может пойти по пути скрытой передачи в федеральную собственность – и дискуссия в этой связи может быть сконцентрирована вокруг подобных процессов. Вместе с тем, думаю, нынешней администрации республики удастся сохранить свои позиции при минимальных затратах – устойчивость и стабильность для федерального центра важнее.