Иркутск: синхронизация властей
Недавно в Иркутске избран новый мэр. Как и предсказывалось, им стал председатель Иркутской городской думы Дмитрий Бердников. Местная политически активная общественность находится в состоянии ожидания: куда же поплывет муниципальная лодка – по течению, поскольку у нового главы города не хватит сил на осмысленную политику – дыры бы успеть залатать; на дно – уж больно много пробоин; или же каким-то выбранным осмысленным курсом?
Итак, факты. Сам Дмитрий Бердников и его профессиональная биография. Ошибка номер один – считать его "мажором". Да, его мать Альбина Ковалева – одна из влиятельнейших персон в истории современного Иркутска. Она занимала высокие посты в прокуратуре и сейчас является советником Генпрокурора РФ по Сибирскому федеральному округу. Но детство ее сына Дмитрия Бердникова выпало на те времена, когда еще не было высоких должностей, статуса и прочего. Если быть формалистами, то родился он в рабочей семье – в 1966 году (год рождения Д.Бердникова) его мать работала электромонтажницей на Ангарском электромеханическом заводе. Позже она много училась, работала и воспитывала сына именно в такой атмосфере. Образование он получил тоже не элитарное – окончил Иркутский политехнический институт. После окончания института работал в государственном тресте «Востоксантехмонтаж», там начинал с должности мастера и дошел до главного инженера монтажного управления. В 2006 году ушел в бизнес, стал соучредителем компании «Ладога».
Еще один факт, который нужно учитывать в отношении Бердникова как мэра. Утверждение, что он банально «поставлен» (а значит, будет действовать в интересах поставившего его человека, а не избирателей), является ошибочным. Он прошел и через прямые выборы – при избрании депутатом Иркутской городской думы (баллотировался как самовыдвиженец по округу №18 – это часть Октябрьского района). И через двойной фильтр косвенных выборов: сначала на должность председателя Думы, затем – на должность мэра города Иркутска. При этом выборщиками и в том, и в другом случае выступили депутаты, избранные населением. Так что в логике действий Дмитрия Бердникова требуется ожидать постоянной апелляции к мнению избирателей.
Не будем лукавить: кандидатуру Бердникова поддержали не только жители Октябрьского района города Иркутска и не только депутаты городской думы, но и губернатор Сергей Ерощенко. Очевидно, что он таким образом завершает перестройку взаимоотношений "регион-муниципалитеты" в Иркутской области. Мы в Иркутской области лихо сплясали на граблях под песню «свободу муниципалитетам», в результате которой бедные муниципальные образования стали еще беднее, а богатые – тоже беднее. И поскольку вертикаль власти до муниципалитетов дотянуться не могла – закон не позволял, их самодеятельность завершилась форменным криминалом с возбуждением уголовных дел.
Сергею Ерощенко удалось погасить все очаги муниципальных пожарищ. Сегодня дееспособная власть сформирована и в Братске, и в Ангарске, и в Шелехове, и даже в самом древнем очаге муниципальной катастрофы в Иркутской области – Усолье-Сибирском. Теперь перемены ожидаются и в Иркутске.
Но возникает резонный вопрос – в Иркутске не было муниципального пожара, зачем здесь менять мэра? Причин несколько. И главная из них – в прежней несогласованности действий региональной и городской власти. Они так и не сумели синхронизироваться. Иногда это вызывало раздражение даже у населения: область выделяет деньги на строительство детского сада в Иркутске – мэрия не может их освоить; федерация и регион финансируют переселение из ветхого и аварийного жилого фонда – у мэрии не подготовлены документы. И так далее.
Безусловно, городская администрация жила и работала по своему плану и не была готова его радикально менять под задачи, спускаемые сверху: местное самоуправление – независимая ветвь власти. Однако Иркутск терял синергию, которая была бы возможной при синхронизации действий в триаде федерация-область-город. С Виктором Кондрашовым иркутянам жилось весело: карнавалы, балы, всевозможные эвенты; хорошо развивалась индустрия досуга – появлялись все новые моллы, развлекательные центры.
Хорошо, если Дмитрий Бердников сохранит этот вектор, но ему придется решать застарелые проблемы, уходящие даже глубже времен правления Виктора Кондрашова – нехватка детских садов, огромные дорожные пробки, некачественный городской транспорт. Это ведь тоже городская среда. Как и озеленение: уже лет десять Иркутск живет в режиме вырубок, да плюс к этому – фирменным стилем летнего Иркутска стала горностаевая моль, которая в июне-июле съедала всю городскую зелень. Теперь у Бердникова есть шанс доказать, что Иркутск вновь может стать зеленым городом, как это было когда-то.
Но главная его функция – это встроить город в область, вернуть ему «столичность». До сих пор Иркутск жил как самостоятельный город, один из равных (разве что, чуть крупнее). Теперь ему нужно вернут функции областного центра. И не только областного, но и крупнейшего инфраструктурного центра на востоке страны – центра туризма на Байкале, транспортного хаба, места диалога интересов стран Востока и Запада. А для этого нужно, чтобы городское хозяйство функционировало безупречно, чтобы было не стыдно ходить по улицам Иркутска и не приходилось отворачиваться от многочисленных проявлений «неурегулированных проблем».