Вся борьба с коррупцией до сих пор выглядела как часть разборок элит
Олег Ведутов:
— Борьба с коррупцией в России вот уже пару сотен лет выглядит, как один и тот же анекдот. Высокий начальник вдруг озабочивается этим вопросом и заявляет, что уж вот сейчас-то мы с коррупцией точно поборемся. Появляется специальный человек, который рьяно берется за дело и через некоторое время про него все забывают или его самого сажают за коррупцию.
Вот и сегодня результаты этой борьбы так и остаются непонятными. Громкие процессы разваливались, высокопоставленные обвиняемые выходили на свободу, когда шум стихал и только журналисты иногда напомнят – а вот, знаете, дело подмосковных прокуроров, крышевавших казино, тоже не срослось или фигуранты «трубного дела» уже давно разьехались по своим виллам.
Поэтому вся борьба с коррупцией до сих пор выглядела как часть разборок элит, как правило, элемента вечных конфликтов между мэрами и губернаторами. Причем мэры в ней неизменно проигрывали, а губернаторы были фигурами неприкасаемыми. Но вполне возможно, задержание Хорошавина — это был такой зеленый свисток вверх, что правила начинают меняться, кризис, санкции, а у России не получится сосредоточиться, если вы продолжите, то, что делали. Действующий губернатор – это серьезно. Когда Хорошавин идет под камеры с лицом Волан де Морта, а СМИ расписывают, какие у него дома нашли бриллианты – тут любой чиновник начнет покрываться холодным потом и перепрятывать золотые ложки.
Но для того, чтобы уверенно сказать, что без объявления войны началась новая антикоррупционная кампания – нужны не просто задержания, а приговоры. Российская судебная система, безжалостная к задержанным, всегда смягчается, когда на скамью попадает кто-то в хорошем пиджаке. А если в пиджаке лежит правильное удостоверение, тут уже и сам судья чувствует себя неуютно.
Хотя сейчас уровень задержанных, и гласность этих процессов позволяют предполагать, что это такая установка сверху. А то, что без объявления войны – даже и хорошо. Меньше будет разочарований, когда снова ничего не получится.