Рейтинг социальной ответственности российских компаний в марте 2015 г.
Агентство политических и экономических коммуникаций представляет рейтинг социальной ответственности российских компаний в марте 2015 года.
Компания | Место в рейтинге | Средний балл |
Очень высокий уровень социальной ответственности |
||
«Росатом» | 1 | 9,33 |
«Газпром» | 2 | 9,17 |
«СОГАЗ» | 3 | 9,00 |
«Северсталь» | 4 | 8,85 |
Новолипецкий металлургический комбинат | 5 | 8,61 |
«Транснефть» | 6 | 8,48 |
«Роснефть» | 7 | 8,35 |
РЖД | 8 | 8,21 |
«Уралвагонзавод» | 9 | 8,07 |
Трубная металлургическая компания | 10 | 7,87 |
«Металлоинвест» | 11 | 7,65 |
«Российские сети» | 12 | 7,58 |
«ЛУКОЙЛ» | 13 | 7,45 |
«ВТБ» | 14 | 7,39 |
Магнитогорский металлургический комбинат | 15 | 7,33 |
«Алроса» | 16 | 7,26 |
«Аэрофлот» | 17 | 7,18 |
«Газпромбанк» | 18 | 7,05 |
«КамАЗ» | 19 | 6,91 |
Объединенная металлургическая компания | 20 | 6,85 |
Высокий уровень социальной ответственности |
||
«Татнефть» | 21 | 6,73 |
«Оборонпром» | 22 | 6,67 |
«СИА Интернейшнл Лтд.» | 23 | 6,61 |
«Сургутнефтегаз» | 24 | 6,54 |
«Газпром автоматизация» | 25 | 6,45 |
«Норильский никель» | 26 | 6,41 |
«Ростех» | 27 | 6,33 |
«Росэнергоатом» | 28 | 6,30 |
«Сбербанк России» | 29 | 6,25 |
«УГМК» | 30 | 6,19 |
«КЭС-Холдинг» | 31 | 6,12 |
«Метро Кэш энд Керри» | 32 | 6,00 |
«Россельхозбанк» | 33 | 5,92 |
«Трансмашхолдинг» | 34 | 5,85 |
«Алмаз-Антей» | 35 | 5,80 |
«ВымпелКом» | 36 | 5,77 |
«ГАЗ» | 37 | 5,73 |
«Нижнекамскнефтехим» | 38 | 5,68 |
«РусГидро» | 39 | 5,65 |
«Ростелеком» | 40 | 5,59 |
«Сибур» | 41 | 5,55 |
«ЧТПЗ» | 42 | 5,47 |
«АвтоВАЗ» | 43 | 5,45 |
«Ингосстрах» | 44 | 5,41 |
«Интер РАО» | 45 | 5,37 |
«Мегафон» | 46 | 5,34 |
«Полюс золото» | 47 | 5,28 |
«Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» | 48 | 5,23 |
«НоваТЭК» | 49 | 5,16 |
«Почта России» | 50 | 5,12 |
Средний уровень социальной ответственности |
||
«Росбанк» | 51 | 5,00 |
«Росгосстрах» | 52 | 4,93 |
«Русал» | 53 | 4,87 |
«Русснефть» | 54 | 4,84 |
«Славнефть» | 55 | 4,80 |
«Стройгазконсалтинг» | 56 | 4,77 |
«Стройгазмонтаж» | 57 | 4,73 |
«СУЭК» | 58 | 4,70 |
«ТАИФ-НК» | 59 | 4,66 |
«Фосагро» | 60 | 4,60 |
«Альфа-банк» | 61 | 4,58 |
«Балтика» | 62 | 4,55 |
«Еврохим» | 63 | 4,54 |
«Мечел» | 64 | 4,47 |
«Уралкалий» | 65 | 4,45 |
«Евраз груп» | 66 | 4,42 |
«ЛГ Электроникс Рус» | 67 | 4,39 |
«Мостотрест» | 68 | 4,35 |
«МОЭК» | 69 | 4,33 |
«Нобель Ойл» | 70 | 4,26 |
«Номос-банк» | 71 | 4,21 |
Первая грузовая компания | 72 | 4,15 |
«Протек» | 73 | 4,11 |
«Рольф» | 74 | 4,07 |
«Система» | 75 | 4,05 |
«ТНК-ВР» | 76 | 4,00 |
«ФСК ЕЭС» | 77 | 3,97 |
«Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» | 78 | 3,91 |
«PepsiCo» | 79 | 3,88 |
«Автотор» | 80 | 3,80 |
«Ашан» | 81 | 3,75 |
«Иркутскэнерго» | 82 | 3,73 |
«Фольксваген Груп Рус» | 83 | 3,66 |
«ЮТэйр» | 84 | 3,62 |
«Alliance Oil Company» | 85 | 3,58 |
«Автофрамос» | 86 | 3,55 |
«Евросеть-Ритейл» | 87 | 3,50 |
«Лента» | 88 | 3,48 |
«М. Видео» | 89 | 3,45 |
Национальная компьютерная корпорация | 90 | 3,41 |
«Проктер энд Гэмбл Дистрибьюторская Компания» | 91 | 3,37 |
«Эльдорадо» | 92 | 3,33 |
«Merlion» | 93 | 3,29 |
«X5 Retail Group» | 94 | 3,26 |
«Банк Хоум Кредит» | 95 | 3,22 |
«ДИКСИ» | 96 | 3,17 |
«Трансаэро» | 97 | 3,15 |
«Дж. Т. И. по Маркетингу и Продажам» | 98 | 3,10 |
«Магнит» | 99 | 3,02 |
«Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» | 100 | 3,00 |
Методика исследования
Для определения ежемесячного рейтинга социальной ответственности российских компаний Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в марте 2015 г. был проведён опрос, в котором приняли участие 40 известных экспертов. Оценка проводилась для 100 наиболее крупных российских компаний.
Экспертам был задан следующий вопрос: «Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 уровень социальной ответственности российских компаний.
Сначала каждый из экспертов оценил уровень социальной ответственности каждой компании, затем были определены средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) существует с 2004 года. Рейтинговые исследования – одно из главных направлений его деятельности. Наиболее известные продукты АПЭК: рейтинг влияния 100 ведущих политиков России, рейтинг влияния губернаторов, отраслевой рейтинг влияния деятелей ТЭК.
Участники исследования АПЭК
Благов Юрий (Центр корпоративной социальной ответственности Прайсвотерхаус Куперс), Буев Владимир (Национальный Институт системных исследований проблем предпринимательства), Вострецов Сергей (Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зверева Наталия (Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»), Зудин Алексей (Институт социально-экономических и политических исследований), Исаев Андрей (Комитет Государственной думы по труду и социальной политике), Ишин Александр (Совет Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Кагарлицкий Борис (Институт глобализации и социальных движений), Калабихина Ирина (Факультет экономики МГУ), Кожокин Евгений (Академия труда и социальных отношений), Козина Ирина (Институт управления социальными процессами НИУ ВШЭ), Локосов Вячеслав (ИСЭПН РАН), Мартыненко Владимир (ИСПИ РАН), Масленников Никита (Институт современного развития), Миронов Валерий (Центр развития НИУ "Высшая школа экономики"), Мисихина Светлана (Академия бюджета и казначейства Минфина), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Осипов Геннадий (Институт социально-политических исследований Российской академии наук), Приходько Сергей (ИЭП им. Е.Т. Гайдара), Пузанов Александр (Фонд «Институт экономики города»), Ржаницына Людмила (Институт экономики РАН), Рябов Игорь (Исследовательский центр "Промышленность и общество"), Синельников-Мурылев Сергей (ИЭП им. Е.Т. Гайдара), Соколов Владимир (Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ), Солдатова Нина (Департамент по развитию предпринимательства ТПП РФ), Сомов Алексей (Журнал «Социальное партнерство»), Столяров Булат (Институт региональной политики), Таланов Сергей (Кафедра социологии Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова), Чаплин Константин (Агентство бизнес-информации), Шейман Игорь (Высшая школа экономики), Энтов Револьд (РАН).
Комментарий к рейтингу за март 2015
Десятка лидеров рейтинга
В марте в рейтинге социальной ответственности российских компаний лидерство продолжает удерживать госкорпорация «Росатом» (1). Холдинг предложил новый формат реализации социальных проектов – введение в городах присутствия партиципаторных бюджетов, в расходовании которых будет принимать прямое участие население. Гражданам на выбор будут предложены социальные, инфраструктурные и прочие проекты для определения направления средств. 2-ю строчку рейтинга продолжает стабильно удерживать «Газпром». Под эгидой предприятия реализуется целый комплекс мероприятий регионального уровня – строительство социальных объектов и инфраструктуры, проведение благотворительных акций, поддержка общественных инициатив. Компания «СОГАЗ» продолжает усиливать свои позиции: по итогам месяца страховщик прибавил один пункт в рейтинге и поднялся на 3-е место.
Металлургическим предприятиям в марте наконец удалось войти в топ-10 российских компаний по уровню социальной ответственности. По итогам первого весеннего месяца здесь сразу три представителя отрасли – «Северсталь» (4), Новолипецкий металлургический комбинат (5) и Трубная металлургическая компания (10). В фокусе внимания компаний – развитие партнерских проектов как с общественными организациями, так и с органами власти, позволяющих решать конкретные проблемы на местах.
Компании нефтегазового сектора в марте в десятке лидеров рейтинга, помимо «Газпрома», представлены «Транснефтью» (6) и «Роснефтью» (7).
Устойчивый рейтинг демонстрируют «Российские железные дороги»: компания продолжает удерживать 8-ю позицию по уровню социальной ответственности среди российских предприятий. Перевозчик подвел итоги выполнения коллективного договора в 2014 г, признав эффективность подобного формата, и продлил действие документа на два года. Рост рейтинга «Уралвагонзавода» на 5 пунктов в начале весны позволил предприятию закрепиться в десятке лидеров на 9-м месте.
Очень высокий и высокий уровень социальной ответственности
В лидирующей части рейтинга социальной ответственности компаний наиболее многочисленной группой остаются крупные металлургические предприятия страны. Так, помимо представленных выше, в марте здесь находятся «Металлоинвест» (11), Магнитогорский металлургический комбинат (15), «Объединенная металлургическая компания» (ОМК) (20), «Норильский никель» (26) и «УГМК» (30). «Металлоинвест» реализует социальные проекты в Белгородской и Оренбургской областях. В частности, инвестиции предприятия в развитие Белгородской области в 2015 г превысят 1,21 млрд руб, а на реконструкцию «Центра профилактических медицинских осмотров» в Новотроицке уже потрачено 30 млн руб. «ОМК» сообщила о старте конкурса социальных и благотворительных проектов, победителям которого будет выделено 13 млн руб на их реализацию. Результатом работы «Норильского никеля» в марте стала первая инвестиционная сессия по социальному предпринимательству, в рамках которой начинающие предприниматели Заполярья представили инвесторам бизнес-проекты, которые стали итогом пятимесячного обучения на курсах социального предпринимательства, организованных предприятием.
Конкуренцию представителям металлургического сектора в марте составляют только компании нефтегазового сектора. По итогам месяца среди лидеров — «ЛУКОЙЛ» (13), «Татнефть» (21) и «Сургутнефтегаз» (24). В сфере интересов «ЛУКОЙЛ» в марте социальная инфраструктура – шефство над отдельными детскими садами в регионах присутствия и строительство новых, ремонт больниц.
Достаточно устойчивые лидерские позиции в рейтинге российских компаний по уровню социальной ответственности у представителей банковского сектора. В топ-20 в марте находятся «ВТБ» (14) и «Газпромбанк» (18). Подводя итоги 2014 года, эксперты отмечают заметный рост активности банков в социальной сфере и увеличение расходов на благотворительные проекты.
В топ-20 есть представитель энергетики – «Российские сети» (12).
Высокий уровень социальной ответственности традиционно демонстрируют «Алроса» (16), «Аэрофлот» (17) и «КамАЗ» (19).