Долги регионов оплатят
По словам аудитора Счетной палаты России Юрия Росляка, планируется, что этих средств хватит на погашение как минимум половины кредитов перед банками, однако называть ту сумму, которое федеральное правительство выделит НСО для замещения коммерческих кредитов под 0,1%, он пока не стал.
В конце февраля, при обсуждении антикризисных мер, губернаторы публично заявили о серьезной финансовой угрозе из-за накопленных коммерческих кредитов. Выяснилось, что большинство регионов в этом году будут вынуждены потратить больше, чем заработают. Все потому, что значительная часть денег уйдет на погашение кредитов. Многие значимые проекты в промышленности, сельском хозяйстве, дорожном строительстве финансировали коммерческие банки. Но платежи по процентам сегодня стали непосильными и грозят поставить крест на всех планах развития.
Главы субъектов еще тогда говорили о возможности погашения части кредитов за счет государственных резервов. Федеральный центр пошел им навстречу.
Долги регионов: кто виноват?
При этом маневр, который могут предпринять региональные власти в бюджетной сфере, носит ограниченный характер, то есть реально нет возможностей найти дополнительные источники доходов или провести перегруппировку расходов, чтобы с учетом имеющихся финансовых ресурсов выполнить возрастающие обязательства, пояснил эксперт.
«Очевидно, что в этой связи, что в последние пару лет происходило интенсивное увеличение объемов государственного и муниципального долга, в том числе, возрастание доли и объема кредитов в коммерческих банках. Ситуация не может не волновать федеральный центр, так что достаточно логичным в данной ситуации является замещение дорогих в части обслуживании коммерческих кредитов бюджетными кредитами из центрального бюджета, которые будут выдаваться под минимальный, фактически символический, процент», — добавил эксперт.
По мнению Кузнецовой, отчасти в сложившейся ситуации виноваты и сами центральные власти. Дело в том, что львиная доля социальных обязательств реально возложена на регионы – где-то 75% социальных расходов, даже не считая коммуналки, лежит на плечах региональных и муниципальных бюджетов, а коммуналка и ЖКХ вообще на 80-90%. Соответственно, если федеральные власти выступают с какими-то социальными инициативами – ликвидация очередей в детские сады или повышение зарплаты бюджетников, например, то эти задачи в значительной степени ложатся на плечи регионов. Для того чтобы справится с этими обязательствами, регионы и вынуждены были влезать в долги.
Бюджетные кредиты: помогут или нет?
Что спасет регионы?
По мнению Владимира Климанова, в столь тяжелой ситуации можно было вернуться к идее выдачи кредитов под нулевой процент, то есть к практике выдачи бюджетных ссуд, которая была в стране до 2000-х гг. и которая очень активно использовалась в качестве инструмента финансовых отношений центра и регионов. «Без сомнения, такое развитие ситуации помогает в целом ряде общегосударственных задач в части снижения долговой нагрузки регионов, но в то же время надо понимать, что это не снимает первопричин данных проблем, а именно – слабой финансовой базы регионов для решения все возрастающих расходных обязательств. Если в этой связи не провести более кардинальные изменения при построении бюджетной системы, то подобные проблемы могут возникнуть и в будущем, – заявил эксперт.
Но решить эту проблему в условиях той экономической модели, которая сложилась, также достаточно нелегко. Очевидно, что централизация финансовых ресурсов будет продолжаться до тех пор, пока экономика будет базироваться на приоритетном изъятии природных ресурсов и недоразвитости в какой-то степени различных обрабатывающих производств и иных сфер экономики. «То есть для реальной смены экономической модели, нужно в любом случае задумываться о макроэкономическом аспекте, нежели просто о разрешении проблемы с объемом госдолга регионов», — подытожил эксперт