Уволен по статье: как реализация проекта скоростного трамвая в Саратове привела к отставке главы Минтранса
Министр транспорта Саратовской области Алексей Петаев уволен по статье о неоднократном неисполнении трудовых обязанностей. Причиной, по словам губернатора Романа Бусаргина, стали систематические нарушения сроков предоставления отчетности в финансовые организации. Из-за этого подрядчикам, реконструирующим трамвайные маршруты в Саратове, задерживали оплату за выполненную работу. Ранее Бусаргин подчеркивал, что Петаев несет личную ответственность за проект скоростного трамвая, сроки реализации которого постоянно переносятся. Эксперты РК считают, что история с увольнением Петаева должна стать показательной для других чиновников, но при этом не ожидают позитивных изменений в транспортной сфере в ближайшее время.
Доехал до отставки
Губернатор Саратовской области Роман Бусаргин отправил в отставку министра транспорта Алексея Петаева, о чем рассказал в своем Telegram-канале.
«Решение принято в связи с систематическим нарушением сроков предоставления отчетности в финансовые организации, что привело к задержкам по оплате выполненных работ подрядным организациям, ведущим реконструкцию трамвайных маршрутов в Саратове», – сообщил глава региона.
Он отметил, что Петаев уволен по п. 5 ч. 1. ст. 81 Трудового кодекса РФ (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей).
Врио министра транспорта назначен заместитель главы ведомства – начальник управления транспортного обслуживания Николай Сергеев.
Алексей Петаев занимал пост министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области с 2020 года. В апреле 2024 года Бусаргин принял решение реорганизовать министерство и разделить его на два: одно ведомство должно было отвечать за работу транспортного комплекса, другое – за ремонт и строительство дорог. Глава тогда пояснил, что существующее на тот момент министерство не справлялось с растущим объемом работ и проблем в сфере. В новом виде губернатор пообещал спрашивать с министерств «по полной». Однако обещанное разделение ведомств на деле состоялось лишь в конце года – 20 декабря Бусаргин подписал постановление о назначении Петаева на должность министра транспорта. Обязанности министра дорожного хозяйства исполняет Сергей Никитин, работавший начальником управления развития автодорог.
Работы по реконструкции трамвайных маршрутов в Саратове были начаты в 2023 году, часть из них должна была быть завершена в декабре того же года, но подрядчик сорвал сроки. В январе 2024-го Бусаргин сообщил о расторжении контракта с подрядной организацией, занимавшейся строительством маршрута № 9, а ответственный за этот проект зампред правительства области Павел Мигачев был тогда отправлен в отставку. Окончание работ запланировали на декабрь 2024 года, но по различным причинам сдачу проекта перенесли на июнь 2025-го. Осенью прошлого года Петаеву уже объявляли выговор из-за плохой организации работ при прокладке трамвайных путей.
Глубинные проблемы
Депутат Саратовской городской думы Виктор Марков считает изначальное назначение Петаева на пост министра транспорта ошибочным. Он напоминает, что чиновник руководил Красноармейским районом, где из общественного транспорта есть только автобусы.
«Петаева назначили на такую должность, с которой он не сталкивался никогда, естественно, это большая нагрузка. Он попал в ситуацию, когда нужно и азам учиться, и решать копившиеся годами проблемы. Отсюда и неудачи в организации новых трамвайных маршрутов», – поясняет Марков.
Он обращает внимание на то, что в мэрии Саратова, как и в правительстве региона, разделили комитет транспорта и комитет дорожного хозяйства, однако повышения эффективности работы ожидать не стоит ни на каком из уровней, потому как, например, назревшие проблемы с дефицитом кадров или наличием новых автобусов таким образом не решить.
Заместитель председателя Общественной палаты Саратова Дмитрий Олейник рассказывает, что не припоминает случая в регионе, когда бы высокопоставленного чиновника увольняли по статье. Он убежден, что эта ситуация должна предостеречь остальных госслужащих от подобных ошибок и стать для них стимулом к улучшению работы, чтобы регион не остался синонимом долгостроя.
«Неприкосновенных нет, и каждый должен на своем месте ответственно относиться к должностным обязанностям. Саратовцы заждались трамвая, а сроки постоянно срывались из-за банальной неподготовки финансовой отчетности. Следить за этим – прерогатива министра, но он, видимо, думал, что накажут очередных «стрелочников». Не прокатило – наказали его самого», – говорит Олейник.