«Вопрос ЕГЭ»: регионы увидели в экзамене угрозу
В стране стартовал очередной виток дискуссии о возможной отмене Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Подчас в числе активных критиков экзамена выступают региональные власти, которые полагают, что ЕГЭ способствуют оттоку перспективных кадров из субъектов.
Член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Айрат Гибатдинов:
До принятия решения об окончательной отмене ЕГЭ дискуссия будет продолжаться. Связано это в первую очередь с существующими недочетами этого экзамена. Внедрение тестирования в такой важной сфере как образование, в целом приводит к нарушению социального мышления и ограничивает молодежь, навязывая ей мнение о том, что проявить себя можно поставив условную «галочку».
Конечно, аргумент о том, что ЕГЭ предоставляет возможность студентам поступить в любой вуз страны, уже изжил себя. Регионы заинтересованы, прежде всего, в сохранении кадров на местах. После того, как молодой специалист проведет несколько лет в столице, ему уже не будет интересно возвращаться в регион по разным причинам.
Кандидат педагогических наук Леонид Эрштейн:
Разговор о возможной отмене ЕГЭ идет весь период существования экзамена. Нужно различать две вещи. Во-первых, это общий принцип, то есть общий экзамен, по результатам которого оценивается обучение в школе и, соответственно, человек получает возможность поступать в вуз. Во-вторых, форма и способ проведения экзамена по каждому предмету. Первое остается прежним весь период существования экзамена, и это однозначное благо. Второе постоянно совершенствуется, и сейчас оно значительно отличается от того, что было в начале, хотя по-прежнему по целому ряду предметов нуждается в совершенствовании и обсуждении.
Что касается, мнения о том, что лучшая молодежь уезжает из регионов благодаря ЕГЭ, то оно ложное. Никакая отмена ЕГЭ проблему не решит. Решить ее может только реальное развитие регионов, создание там рабочих мест с высоким уровнем зарплат и формирование системы социальных лифтов.
Автор Telegram-канала «Наука и университеты», доктор технических наук, профессор, Евгений Белый:
На мой взгляд, реальных угроз для ЕГЭ на данный момент нет, так как, по мнению властей, сегодня отсутствует конкурентоспособная альтернатива ЕГЭ. Дискуссии по поводу существования и отмены ЕГЭ периодически возникают, так как эта тема, во-первых, исключительно хайповая, а во-вторых, существуют известные группы противников ЕГЭ. Против ЕГЭ выступают региональные, скажем так, «нетоповые» вузы, которым приходится учить только тех студентов, которые остались в регионе. Не нравится ЕГЭ многим столичным выпускникам и их родителям, которых приезжие абитуриенты теснят в споре за бюджетные места.
Слабым школам тоже лучше бы жилось без ЕГЭ, так как они плохо смотрятся в городских и муниципальных рейтингах. Наконец, зачастую против ЕГЭ выступают региональные власти, которые теряют лучших выпускников, уезжающих учиться в ведущие в вузы. И «плюшки» типа премий для стобалльников и победителей олимпиад, поступивших в местные вузы, слабо помогают.
Зампред думского комитета по экономической политике Артем Кирьянов:
Не думаю, что в среднесрочной перспективе возможна отмена ЕГЭ. Скорее, это уже некая традиционная история с обсуждением образовательного процесса, которая возникает в связи с неудовлетворенностью подготовкой кадров в целом.
Тем не менее, отмечу, что ЕГЭ в свое время стал решением ключевой задачи по борьбе с коррупцией в российских вузах. Сегодня мы видим, что дети, которые никогда бы не смогли поступить в рамках прошлой системы в ведущие вузы страны, в Москве, Петербурге, имеют такую возможность.
Главное замечание к ЕГЭ — слишком механистический подход. Здесь могут быть различные варианты, но в целом представляется, что система высшего образования сегодня перестроилась. Перестроилась академическая система, адаптировались в том числе и дети, и родители. Соответственно, здесь накал дискуссии, мне кажется, необходимо снижать.