Конфликт мэра и губернатора — это признак наличия в регионе двух равновеликих кланов
Главам субъектов федерации еще раз дали понять, что они должны пересмотреть приоритеты в своей работе: главное — эффективность хозяйственной деятельности, а политические конфликты с мэрами городов должны уйти в прошлое. По информации «Известий», в конце прошлого года первый заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин в закрытом формате проводил совещания с губернаторами, в чьих субъектах в этом году ожидаются выборы различных уровней. На нем он настойчиво рекомендовал руководителям регионов избавиться от политической ангажированности и указал на то, что региональная команда должна взаимодействовать с людьми разных политических взглядов, если они показывают качества эффективных управленцев-хозяйственников.
Поводом для подобных указаний стало то, что в некоторых регионах всё еще сохраняются бывшие в прошлые годы чуть ли не традиционными войны между губернаторами и мэрами городов, избранными не от партии власти. В настоящее время напряженность между губернаторами и главами столиц регионов существует в нескольких субъектах — в Новгородской области, Республике Карелия, Архангельской и Свердловской областях.
Иван Преображенский:
— Конфликт губернатора и мэра областного центра, а также руководителей всех крупнейших городов области, — это нормальное явление в демократическом обществе, где и губернатор, и мэры избираются напрямую населением, могут представлять разные партии и стоять на разных политических позициях.
В 1990-е годы это было практически повсеместное явление, свидетельствовавшее вовсе не о низкой, а о высокой эффективности управления, поскольку речь шла именно о политических конфликтах, борьбе за власть, а значит политической конкуренции в области, которая держала "в тонусе" и мэра, и губернатора, и их команды. Любое упущение рассматривалось под лупой и могло стать поводом для мощной информационной и политической атаки, так что работать приходилось тщательнее.
Однако затем серьезно изменилась бюджетная система. Мэры остались практически без налоговых поступлений и вынуждены были с протянутой рукой идти за дотациями к губернаторам. Сами губернаторы также потеряли независимость от федерального центра, федеративная система сдержек и противовесов была окончательно разрушена в 2004-2005 годах. С тех пор конфликт мэра и губернатора — это признак всего лишь наличия в регионе двух равновеликих кланов, которые имеют выход на Москву и могут продвигать назначение своего ставленника. Эта ситуация только усугубится в случае, если все мэры поголовно фактически перестанут быть выборными.
Однако пока, в связи с возвращением частичной выборности губернаторов и еще сохраняющейся во многих регионах выборностью мэров, ряд регионов неожиданно вернулся хотя бы частично к системе политической конкуренции. И губернаторы, многих из которых боятся выборов, поскольку никогда в них не участвовали и являются фактически политическими назначенцами, реагируют на эту ситуацию неадекватно. Вместо того чтобы конкурировать с мэрами в области хозяйственных и управленческих достижений, они занимаются агрессивными политическими интригами. Работа в регионе замирает из-за таких войн, развитие тормозится. И это в условиях кризиса, особой тяжестью ложащегося на плечи именно региональных руководителей.
Скорее всего, это и стало причиной обращения Администрации президента и Вячеслава Володина к методам административного убеждения самих губернаторов. Однако многие из них вряд ли услышат его, понимая, что это первые и последние для них конкурентные выборы и надо побеждать любой ценой. А победителей в России, как известно, не судят.