Протест выходит в массы
Число трудовых протестов, с помощью которых работники пытаются отстоять свои права, достигло рекордного максимума за последние семь лет: в 2014 году в России было зафиксировано 293 акции против работодателей. Согласно исследованию Центра социально-трудовых прав, этот показатель вырос на 5% по сравнению с предыдущим годом, а также превышает уровень кризисного 2009-го года. Авторы исследования повышенную напряженность в отношениях трудящихся и владельцев предприятий связывают с усугублением экономической ситуации в стране, сообщают «Известия». Самыми распространенными причинами протеста стали невыплата заработной платы, недовольство низким уровнем доходов, а также сокращения. Как рассказали в Минтруда, в текущем году еженедельный прирост уровня безработицы составляет 2%, а количество доступных вакансий в центрах занятости снижается.
Сигналы о трудовых протестах начали особо активно поступать в последнее время из разных российских регионов.
Нелегкие времена
Безусловно, на карте кризиса имеются свои реперные точки. Так, Челябинская область — промышленный регион, и, конечно же, именно здесь сосредоточены значимые с социальной точки зрения предприятия, которые переживают сейчас непростые времена, признает в разговоре с «РК» политолог Александр Мельников.
Вместе с тем он указывает на то, что областное правительство и лично губернатор Борис Дубровский давно и очень серьезно относятся к этой проблеме. «Пресловутый антикризисный план, содержащий и меры по адресной поддержке предприятий и решение проблем в сфере занятости, и социальную поддержку населения, в регионе по поручению губернатора начали прорабатывать еще в декабре, а утвердили в начале февраля — фактически одновременно с аналогичным федеральным документом», — поясняет Мельников.
По его словам, реакция властей на каждую конкретную ситуацию идет в режиме ручного управления. «Также я добавил бы, что в Челябинской области традиционно невысок уровень протестных настроений, и я думаю, что по сравнению с большинством российских регионов у Южного Урала гораздо меньше оснований числиться в «группе риска»», — заключил Мельников.
«Растет недовольство»
Свердловской области пока удается оставаться в числе регионов со средней протестной активностью. Есть локальные проявления протеста на промышленных предприятиях вызванные тяжелым экономическим положением, например, на Нижнесалдинском металлургическом заводе, указывает политолог, руководитель группы политического консультирования «Пирогов и партнёры» Александр Пирогов.
«Все еще впереди»
По его словам, самая сложная ситуация в моногородах, то есть там, где есть крупный производитель, попавший в ситуацию или сжатия спроса, или невозможности взятия кредита.