Для отелей в регионах есть риски в связи с введением турналога


По данным Российского союза туриндустрии (РСТ) на начало декабря 2024 года, туристический налог решили вводить муниципалитеты не менее 55 регионов России. Ставка налога в 2025 году будет составлять 1% от стоимости проживания, но не менее 100 рублей в сутки. В ряде регионов представители туротрасли просят отказаться от введения турналога. Соответствующее обращение Ассоциация туриндустрии Камчатки направила губернатору Владимиру Солодову. А Уральская ассоциация туризма требовала отказаться от турналога в Екатеринбурге.

Безусловно, отельеры выступают против введения турналога в регионах, поскольку это увеличивает налоговую нагрузку на отели – плательщиками налога будут отели, а не туристы. Понятно, что налог будет заложен в цену проживания, но для отелей ситуация чревата повышением налоговой нагрузки, в связи с переходом на новый НДС многие отели станут плательщиками. Плюс рост цен достаточно существенен. Для отелей есть определенные риски, связанные с увеличением цены из-за введения турналога и снижением загрузки.

Также существует большой риск, что туристы все чаще будут выбирать для размещения квартиры, апартаменты, гостевые частные дома. Этот сектор является неофициальным, находится в серой зоне, без того растет в стране и пользуется популярностью туристов. Для отелей это справедливо является неравной конкуренцией и существенно снижает загрузку.

В больших туристических регионах, как ни странно, турналог занимает десятые доли процентов их бюджета. Предположу, что многие регионы отказываются от введения налога, поскольку решили, что игра не стоит свеч. К примеру, бюджет Петербурга в этом году – 1 трлн рублей. В этом году был только туристический сбор, по которому, по прогнозу, доля в бюджете города составит менее 0,1%. Думаю, сформировалось не совсем верное представление: турналог – это не единственный доход от туризма. Туристы приезжают, оставляют деньги в отелях, ресторанах, музеях, в общественном транспорте города, такси, сувенирных магазинах и так далее. Поэтому регионы, где доля турналога в бюджете очень несущественна, не видят смысла в этой истории.

Мне не совсем понятна логика введения этого налога. Деньги чрезвычайно небольшие. Регионы, государство, частные инвесторы тратят в десятки и сотни раз больше, чем составляет ожидаемый доход от турналога. Успешные туристические регионы могут привлекать дополнительные деньги за счет сопутствующего туризму бизнеса. Если растет турпоток, растут и поступления в бюджет через обычные экономические механизмы. К примеру, Москва платит сотни миллиардов рублей на благоустройство города, которое также является частью туристической привлекательности. Если мы соберем по 100 рублей с туриста в Москве, то вряд ли это добавит привлекательности столице – не те деньги.

Непривлекательным в туристическом отношении регионам просто невозможно будет собрать деньги, но уже по другой причине – там и так нет людей. Должна быть какая-то золотая середина. Для каких-то регионов турналог будет работать, но не массово, не везде. К примеру, в Белокурихе, городе на Алтае, это работает, потому что деньги туристов сопоставимы с бюджетом. Там в первый же год туристический сбор составил четверть от общего бюджета. В то время как в Краснодарском крае собрали сотые доли процента. Поэтому необходимо искать баланс: помогать тем регионам, где деньги от турналога реально ощутимы и будут работать, и не заморачиваться на сбор денег там, где нет туристов или нет смысла взимать налог, поскольку поступления в бюджет от турбизнеса и так огромные.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: