Регионы и инвестиции: ключевые стратегии в новых условиях
Вопрос привлечения инвестиций в регионы продолжает оставаться в числе приоритетных. Управленческие команды в субъектах ищут новые драйверы развития и определяют дополнительные треки возможного сотрудничества.
Публицист, основатель Telegram-канала «Толкователь» Павел Пряников:
Ставка в первую очередь делается на госкорпорации и крупный бизнес. И для этого регион должен иметь стратегическое значение для них. Как пример – это регионы так называемого «Восточного транспортного коридора», то есть нового логистического пути в Китай и порты Тихого океана. Сюда идут инвестиции РЖД, сырьевых компаний, телекома.
Еще крупному бизнесу интересны регионы, где есть и плотное, большое население, и деньги у них. Это Москва, Петербург, Краснодарский край, Екатеринбург, Казань.
Увы, не повезло тем регионам, кто не попадает под такие критерии. И это, к примеру, большинство регионов Нечерноземья. Губернаторским, мэрским командам этих регионов не позавидуешь – уникального предложения для крупного бизнеса у них нет, а средний и мелкий бизнес не способен серьезно изменить инвестиционный климат, а может лишь поддерживать на плаву то, что уже есть. Одна надежда – на государство, например, на такой вид реальной помощи, как перевод какого-то крупного налогоплательщика из российской столицы в депрессивный регион. Но чтобы пробить такое, губернатор должен быть отличным лоббистом и обладать весом во властных коридорах Москвы.
Политический консультант, кандидат политических наук Александр Семёнов:
Естественно, в новых условиях регионам нужно работать на всех треках привлечения инвестиций: и на внутреннем, и на международном. На международном треке особое внимание следует уделять лидерам Глобального Юга: Китай, Индия, Бразилия и т.д.
Вместе с тем, необходимо понимать, что даже инвесторы из стран Глобального Юга для регионов создают комплекс рисков, поэтому, на мой взгляд, сейчас нужно больше акцентировать внимание на внутренних инвесторах. Их хватает, они являются более понятными и менее рисковыми для региональных властей, населения, бизнеса.
Директор Центра региональной политики РАНХиГС, д.э.н., автор Telegram-канала Klimanov.ru Владимир Климанов:
Задача по привлечению инвестиций в регионы многоплановая. Важным для региональных команд является умение работать сразу по нескольким направлениям. Во-первых, это взаимодействие с федеральными структурами и компаниями с государственным участием, потому что именно они могут создать необходимую в субъекте РФ инфраструктуру и различные новые производственные объекты. Во-вторых, это сотрудничество с крупными компаниями из других регионов, которые, как и федералы, способны реализовывать проекты, создающие рабочие места и привлекающие внешние для региона ресурсы.
Региональным администрациям важно продолжать работу и с предприятиями своего субъекта, в том числе с малым бизнесом. Говорить о расширении инвестиций из-за рубежа сейчас достаточно сложно.