Государство максимально концентрирует финансовые потоки на долгосрочные и системные программы в сфере ЖКХ
Состояние сферы ЖКХ в регионах оставляет желать лучшего. Коммунальная инфраструктура в большинстве субъектов нуждается в серьезных вливаниях, однако ключевая проблема по-прежнему связана с дефицитом инвесторов. В конечном итоге хроническое недофинансирование приводит к различным инцидентам и ЧП.
Вопрос привлечения инвестиций в сферу ЖКХ непростой. Еще несколько лет назад была распространена форма заключения концессионных соглашений в ряде субъектов Российской Федерации и муниципалитетах, когда концессионеру передавались в большей части сети тепло- и водоснабжения. Именно эти сферы были наиболее интересны крупным федеральным игрокам, потому как гарантировали им быстрое получение прибыли. Хотя формально концессионер должен был по договору вкладывать средства в инфраструктуру, по факту этого практически не происходило из-за достаточно общих заключенных договоров, которые подписывались зачастую кулуарно, без общественного обсуждения. Считаю, что данная форма зарекомендовала себя не лучшим образом из-за своей непрозрачности.
Придерживаюсь мнения, что частным инвесторам и государству в лице федеральных и региональных органов власти в интересах жителей выгоднее сотрудничать в части комплексного развития территорий. Уверен, что в каждом городе существуют целые микрорайоны, которые устарели материально и морально. Какой смысл государству вкладываться в капитальный ремонт трех-, пятиэтажек, которым по 50-70 лет? Нужно строить не просто новые дома, а целые микрорайоны, сносив при этом непригодные для жизни дома. При этом выигрывают и собственники, и инвесторы, и власти. Граждане получают новое, современное жилье, инвестор — хорошие площадки для строительства, государство получает от инвестора новые коммуникации, объекты инфраструктуры ЖКХ и благоустройства.
К сожалению, других вариантов, которые бы были выгодны прежде всего потребителю услуг ЖКХ, я не вижу. Любое точечное вхождение инвестора в эту сферу означает автоматическое повышение услуг для людей, при этом оно не равно качеству.
Для реализации любых проектов и инвестора необходимы условия. Основные из них — низкая процентная ставка, длинные деньги, небольшие налоги, что в сегодняшних условиях невозможно. Поэтому главным инвестором вынуждено выступать государство. С одной стороны, это хорошо, создание современной коммунальной инфраструктуры — необходимый базис для функционирования любого бизнеса. С другой стороны, мы видим, что хорошее планирование на федеральном уровне, где в сфере ЖКХ работают профессионалы-практики, местами упирается в реализацию на местах, когда региональные чиновники просто снижают КПД конкретных объектов при строительстве, меняя их первоначальные мощности и функционал.
Достаточно вспомнить скандальную проверку очистных сооружений в рамках национального проекта «Оздоровление Волги», который реализовывался под эгидой Минприроды РФ, и на реализацию которого из федерального бюджета было выделено почти 128 млрд. рублей.
Считаю, что государство двигается в правильном направлении в сфере ЖКХ. Максимально концентрирует финансовые потоки на долгосрочные и системные программы, занимается серьезными изменениями в законодательстве и ищет варианты привлечения инвесторов, но с учетом, прежде всего, реальной партнерской работы, а не передачи каких-то отраслей или объектов на получение прибыли частника. С каждым годом заметно все большее государственное регулирование сферы ЖКХ и я считаю это верным вектором.