В «Единой России» назвали регионы, рискующие сорвать нацпроект «Образование»: будут ли претензии к губернаторам?
В 2024 году сделан капремонт более 400 школ, еще 280 планируется завершить до конца года, построено 70, планируется ввод 162, рассказал врио секретаря генсовета «Единой России» Владимир Якушев на совещании партии и Минпросвещения РФ. При этом, как отметил Якушев, есть немало регионов, отстающих в реализации нацпроекта «Образование». Причем в некоторых субъектах остались долги еще с 2023 и даже 2022 года. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов подчеркнул, что если работы по объектам нацпроекта не будут выполнены в срок, то их финансирование из федерального бюджета прекратят. В сюжете РК расскажем о регионах, которые рискуют сорвать нацпроект, и о том, какими могут быть последствия для губернаторов этих субъектов.
Регионы в красной зоне
Врио секретаря генсовета «Единой России» Владимир Якушев и министр просвещения РФ Сергей Кравцов провели заседание федерального штаба по контролю за реализацией программ капремонта и строительства образовательных учреждений.
Владимир Якушев рассказал, что с 2022 года капремонт завершен почти в 4,5 тыс. школ, включая 406 зданий, ремонт которых окончен в 2024-м. 100%-ный результат, по его словам, показали Адыгея, Московская и Рязанская области, Ингушетия, Калмыкия, Татарстан и Чечня. Ремонт еще 280 зданий – на последней стадии, завершится в этом году.
Но есть и регионы, отстающие по программе капремонта, властям которых Якушев поручил принять все меры для исправления ситуации. Это Архангельская, Томская, Запорожская, Амурская области и Карачаево-Черкесия. При этом в Курганской области ремонт четырех школ и в Томской – одной не завершен еще с 2023 года.
Что касается строительства образовательных учреждений, с 2019 года введены в эксплуатацию 1,4 тыс. школ, в 2024-м – 70. Ввод еще 162 школ запланирован до конца года. Отстающие регионы есть и здесь.
«В красной зоне сейчас 88 школ из 44 субъектов. Это Дагестан (10 объектов), Краснодарский край (пять объектов), Кировская область (пять объектов), Санкт-Петербург (пять объектов), Нижегородская область (четыре объекта), Кабардино-Балкария, Амурская, Архангельская, Иркутская, Ярославская области – по три объекта. И еще в ряде регионов. По 12 объектам это долги еще 2023 и даже 2022 года. Это Кировская, Иркутская, Новосибирская, Архангельская области, Хабаровский и Приморский края, Башкирия», – перечислил Якушев.
Сергей Кравцов подчеркнул, что все запланированные объекты должны выйти в эксплуатацию в срок. При нарушении обязательств по программе работы будут финансироваться не из федерального бюджета, а из регионального. Он рассказал, что федеральные власти пошли навстречу 48 регионам и разрешили по разным основаниям перенести введение школ на 2025 год. Но по более чем 80 школам от регионов таких ходатайств не было. «Это недопустимо», – отметил Кравцов.
По словам депутата Госдумы Андрея Гурулева, отдельное внимание на совещании было уделено Забайкальскому краю. Региону якобы могут запретить заключать концессии на строительство школ и детсадов из-за неудачного строительства детсадов в Акше и Борзе, которое должно было завершиться еще в 2023 году.
Риски для глав регионов
Генеральный директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский предполагает, что для срывов регионами нацпроекта «Образование» могут быть и объективные причины, такие как, например, резкое увеличение стоимости строительства объектов. В таком случае губернатору федеральный центр вряд ли предъявит обвинения. С другой стороны, если концессионеры нечестны и завышают цены намеренно, то под угрозой могут оказаться профильные региональные министры, допускает эксперт.
«Критика в медиа конкретно забайкальского губернатора может быть связана со сложностью коммуникации с региональными элитами, поэтому я бы не стал утверждать, что для Осипова будут серьезные последствия. Но если объективно, то для любого губернатора неисполнение национальных проектов – это неприятная история. Хуже, если она накладывается на другие непозитивные события, конфликты», – добавляет Еловский.
Политтехнолог Алена Август подмечает, что не все регионы оказались готовы к задачам, стоящим в рамках проекта «Образование». По ее словам, губернаторы, по идее, должны быть заинтересованы решать задачи за счет федеральных средств, потому как региональных денег для этого мало или совсем нет, но, вероятно, не везде ведется должный контроль за реализацией строительства и капремонта, кому-то не хватает организационных способностей.
«Что касается конкретных упомянутых регионов, среди них есть те, к которым уже неоднократно предъявлялись различные претензии. Но это не всегда является каким-то системным обвинением определенного губернатора. У глав регионов огромное количество задач, поэтому у них должна быть правильно подобранная команда, но не всем это удается, приходится опираться на те кадры, которые есть. Другое дело, что эти кадры можно воспитывать, дисциплинировать и как-то мотивировать, потому что мотивация решает многое. И это тоже задача губернатора», – заключает Август.