Возможный отказ от партсписков на выборах в думу Воронежа – это желание региональной и городской власти повысить контроль над парламентом
Смоленск и Воронеж могут отказаться от выборов депутатов в городские парламенты по партийным спискам и перейти к мажоритарной системе уже к 2025 году.
В большинстве городов – центров субъектов РФ идет процесс отказа от партийных списков. В Воронеже партийные списки были введены с выборов 2015 года, когда реформа по увеличению партийного представительства в региональных столицах и внедрению пропорциональной системы начала разворачиваться в обратную сторону. Кстати, этим объясняется то, что только треть депутатов (а не половина, как было введено в ряде крупных городов в конце нулевых – начале 2010-х годов) избирается по партспискам.
Реальная подоплека предполагаемых нововведений – увеличение контроля над составом городских парламентов со стороны исполнительной власти, как региональной, так и городской. Фактически при отсутствии договорных округов все места по мажоритарным округам забирают представители «Единой России» (иногда несколько мест отдается поддержанным властью самовыдвиженцам). Даже если мы не будем брать в расчет наличие административного ресурса, партия-лидер всегда имеет дополнительное преимущество при выборах по мажоритарной системе по сравнению с пропорциональной. Напомню, что при выборах, к примеру, в Липецкий городской совет депутатов в 2020 году в условиях жесточайшей конкуренции представители ЕР победили в 34 округах из 36, а представители КПРФ, показав в каждом округе довольно близкие по сравнению с выдвиженцами от партии власти результаты, не взяли ни одного мандата. При пропорциональной системе состав городского парламента Липецка был бы принципиально иным.
Конечно, формально городские власти, продвигая возможный отказ от пропорциональной системы, будут приводить хорошо известные доводы: более тесная связь одномандатников с избирателями, возможность сокращения территории мажоритарных округов за счет ликвидации партсписков и так далее. Но реальная причина заключается как раз в стремлении к увеличению контроля процесса формирования депутатского корпуса.
Разумеется, выборы не станут более конкурентными, в ряде округов представители ЕР будут иметь подавляющее большинство, как мы видели на предыдущих выборах.
Принятие таких изменений связано как с внутриэлитными договоренностями на региональном и городском уровне, так и в большей степени с федеральными трендами. Учитывая, что партии парламентской оппозиции, скажем мягко, находятся в партнерских отношениях с исполнительной властью, возможность отказа от реформы существует. Ясно, что для этих партий она может стать крайне болезненной, вплоть до полной потери представительства в городской думе. Правда, остаются возможности для «договорных» округов, в которых ЕР не выставляет своих кандидатов. Но такой вариант предполагает уже почти полное отсутствие стратегической электоральной субъектности на городском уровне для оппозиционных партий, количество мест в гордуме для них заранее будут определять сверху.