Центр ищет пути выхода из институционального конфликта региональных властей


Во вторник Госдума приняла во втором чтении законопроект, запрещающий муниципальным депутатам повторно участвовать в выборах советов, распущенных по их вине. Такое предложение внесли в Думу в феврале прошлого года депутаты законодательного собрания Красноярского края. Однако ко второму чтению проект сильно изменился: его доработали председатели комитетов по местному самоуправлению в Госдуме и Совете Федерации Виктор Кидяев и Дмитрий Азаров соответственно. В результате законопроект получил новое содержание: поправки оказались намного важнее первоначального текста, признают эксперты. 

Вводятся два новых способа избрания главы муниципального образования, пояснил РБК заместитель Кидяева Виктор Казаков. Первый позволяет главе муниципалитета, избранному думой муниципального образования из своего состава, возглавить местную администрацию. Его полномочия депутата при этом прекращаются. Второй – позволяет возглавить местную администрацию главе муниципалитета, выбранному депутатами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. В муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, а также во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения эту комиссию формируют поровну губернатор и представительный орган муниципалитета. 

Вячеслав Данилов:

— Поправки направлены на устранение институциализации конфликтов локальных элит. В определенных случаях это хорошо — там, где конфликты локальных элит подрывают доверие к власти и тормозят работу местных советов и исполнительных органов. В других случаях применение этого закона может привести к вытеснению конфликтов за рамки местной публичной политики, что может негативно сказаться на муниципальной демократии.

В целом увеличивается институциональная вариативность муниципальной власти, что отчасти хорошо. Но плохо то, что данное решение предлагает смещение власти в сторону главы исполнительной ветви, к тому же сокращая его подотчетность избирателям.

Вообще же это решение — продолжает поиск выхода из институционального конфликта глава региона/мэр региональной столицы. У нас так сложилось, что губернатор, как правило варяг, а глава столицы региона — местный, и легитимность последнего обычно в глазах населения существенно выше. К тому же мэр, как правило, из местных, опирается на элитную команду — также из местных, и обычно эта команда конфликтует с новым главой региона. Тогда как у главы региона зачастую не хватает рычагов для управления мэрией. Эти конфликты практически повсеместны, и часто приводят либо к посадкам мэров, либо к от ставкам губернаторов. Эта новелла помогает губернаторам сажать на мэрство столичного города человека из своей команды, а также создает легальные условия для переговоров с местными элитами, которые, как правило, контролируют муниципалитеты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: