Отмена электричек и конфликтный треугольник «РЖД-ППК-губернатор»


Наступивший год характеризуется увеличением количества факторов, способных повысить напряжение по линии «центр – регионы». Это и обесценивание рубля, и инфляция, и растущие долговые обязательства субъектов Федерации. К концу истекшего года дала знать о себе еще одна значимая проблема инфраструктурного характера. Речь идет о том, что компания «Российские железные дороги» (РЖД)объявила о сокращении около 220 пригородных электричек.

По версии РЖД, это связано с нежеланием региональных властей компенсировать разницу между «социальным» тарифом и реальными затратами пригородных пассажирских компаний (ППК). В итоге в январе в Забайкальском крае, например, отменят 10 поездов. Похожая ситуация в Вологодской, Тамбовской, Псковской, Тверской, Орловской, Курской, Брянской, Белгородской областях, Ставропольском крае и некоторых других регионах; всего их более 20.

Говорить о том, насколько эта проблема ощутима для рядовых граждан, избыточно, но пару примеров имеет смысл привести. На Ставрополье сократили количество электропоездов между Кисловодском и Минеральными Водами. В результате — давки, скандалы между пассажирами, травмы. Всего в крае отменили 32 пары электричек, что поставило под вопрос мобильность жителей. Этот конфликт между руководством края и РЖД «с бородой», ему уже почти год, и лишь протесты жителей привели к подписанию договора между правительством края и «Северо-Кавказкой перевозочной компанией». Пока страсти стихли, что не означает окончательного решения проблемы, ибо не факт, что край будет регулярно компенсировать затраты перевозчика.

В этой истории, как это часто бывает, есть две правды. Одна – уже названные неплатежи регионов по компенсации затрат ППК. Эту правду тиражируют высокопоставленные топ-менеджеры РЖД. Так, по их данным, в 2014 году бюджетами регионов предусмотрены выплаты общим объемом 8,4 млрд. рублей, в то время как ожидаемые потери ППК составят 15,2 млрд. рублей. В РЖД отдают отчет значимости этой проблемы. Так, президент РЖД Владимир Якунин заявил: «нужны новые аргументы для региональной власти. Пригородные перевозки это не «надоедливая муха» для губернаторов, а реальный бизнес, направленный на социальное обслуживание населения». С этим трудно спорить.

Но и у губернаторов своя правда. Некоторые из «пострадавших» собираются вообще заменить электрички автобусным сообщением, но для этого нужны деньги. К тому же далеко не всегда такая замена может устроить жителей, что тоже может вызвать социальные протесты.

История ведет отсчет с 2001 года, когда решением правительства была принята программа структурной реформы железнодорожного сообщения. Согласно программе пригородными перевозками должны заниматься перевозочные компании, которым на правах собственности передается подвижной состав, депо и станционные сооружения (платформы и кассовые киоски для продажи билетов). На деле все вышло несколько иначе. Пригородные пассажирские компании стали исключительно административными образованиями, вся материально-техническая база которых свелась кассовому оборудованию. Подвижной состав ППК арендуют у отделений дорог РЖД. Если верить той информации, которую сообщают руководители регионов, аренда подвижного состава, его ремонт и обслуживание доходят до 85% в себестоимости пригородных перевозок. Причем само ценообразование этих затрат для губернаторов носит закрытый характер.

Как тут не сомневаться в обоснованности расходов ППК на пригородные перевозки? Представляется, что РЖД в нынешних условиях должно раскрыть свои затраты, чтобы всем и всё было понятно. И ни у кого не возникало вопросов, откуда взялась именно такая стоимость билетов.

Пригородные перевозчики часто жалуются на падение денежных поступлений, причем в качестве причин называют снижение пассажиропотока. Но дело не в пассажиропотоке, а в том, что на пригородном электротранспорте давно прижилась система, когда мало кто оплачивает полную стоимость проезда. Она проста и выглядит примерно так. Покупается билет до ближайшей станции, чтобы пройти через турникет. Если контролер появляется после станции, до которой куплен билет, то у него приобретается билет до следующей станции. Как свидетельствуют «профессиональные пассажиры», экономия при такой схеме доходит до 75 процентов. Как с этим бороться, неведомо, но проблема существует.

Сможет ли РЖД и пригородные пассажирские компании найти выход из этой ситуации? Не уверен. Пока нет даже информации о том, чтобы кто-то этим всерьез занимался.

Представляется, что вопрос пригородных пассажирских перевозок грозит выйти за рамки взаимоотношений между региональными властями и руководством РЖД. Он должен стать предметом серьезного рассмотрения федерального центра с привлечением всех заинтересованных сторон, в том числе и общественных организаций, отстаивающих интересы пассажиров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: