Регионы рискуют не вывезти уголь: почему РЖД лоббирует отмену квот и как отвечают губернаторы
РЖД предлагает не продлять на 2025 год соглашения с пятью угледобывающими регионами по вывозу угля в восточном направлении. Без квотирования могут остаться Якутия, Бурятия, Хакасия, Иркутская область и Тува. Исключение предлагают сделать только для Кузбасса. Главы двух регионов – Валентин Коновалов и Владислав Ховалыг – уже публично заявили о негативных последствиях для экономики. Насколько серьезными будут последствия для территорий, если соглашения с РЖД по вывозу угля на следующий год не продлят, и могут ли на ситуацию повлиять губернаторы, мы спросили у экспертов. Подробности – в сюжете.
Аргументы РЖД и регионов
Глава РЖД Олег Белозеров попросил президента России Владимира Путина отменить квоты для угольщиков на вывоз топлива в восточном направлении. Об этом пишет РБК со ссылкой на обращение руководителя РЖД.
Сейчас треть доходов компании обеспечивают перевозки грузов на восток, из вырученных средств финансируется расширение Восточного полигона. Транспортировка угля занимает около 60% провозной способности железных дорог в восточном направлении. При этом доходы РЖД от перевозки угля в 1,8 раза ниже, чем от перевозки других грузов. При продлении соглашений с регионами на 2025 год компания рискует потерять 25 млрд рублей доходов.
«С учетом кредитного рычага это ограничит возможность привлечения финансовых ресурсов в размере около 112,5 млрд рублей и потребует уменьшения объемов инвестиционной программы», – отмечает Олег Белозеров.
По словам главы РЖД, это может привести к сокращению 30 тыс. сотрудников, занятых в инфраструктурных проектах.
Компания готова сохранить квотирование только для Кузбасса. Продлять соглашения отказываются с Якутией, Бурятией, Хакасией, Иркутской областью, Тувой.
Главы нескольких угледобывающих регионов уже заявили о негативных последствиях для местных предприятий и экономики в случае отмены квот.
«Выручка упадет, стабильность финансовая – тоже. Они наверняка начнут поднимать вопрос о росте цены для внутреннего потребления, для наших потребителей, ссылаясь на отсутствие рентабельности и большие убытки на содержание техники», – прокомментировал глава Тувы Владислав Ховалыг последствия для Тувинской горнорудной компании.
Глава Хакасии Валентин Коновалов заявил, что при отсутствии отгрузки продукции в восточном направлении угольные предприятия могут прекратить свою деятельность.
По словам Коновалова, 30% налоговых поступлений в республиканский бюджет приходится на угольную отрасль, при отсутствии соглашения с РЖД выпадающие доходы от угольной отрасли компенсировать будет практически невозможно.
По данным РБК, президент РФ Владимир Путин поручил проработать предложение главы РЖД вице-премьеру Виталию Савельеву, замглавы администрации президента Максиму Орешкину и министру энергетики Сергею Цивилеву.
Последствия отмены квот
Если угледобывающие регионы лишатся квотирования на вывоз угля, это станет серьезным ударом для бизнеса, считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
«Ситуация скажется на объемах выручки и прибыли, на динамике бизнеса, снижении деловой активности, что отразится на бюджетных поступлениях, НДФЛ, налоге на прибыль. Волнения регионов понятны», – говорит Масленников.
По мнению эксперта, лоббистские усилия губернаторов и угледобывающих компаний сейчас будут играть немаловажную роль.
«Мы увидим череду перемещений в московские кабинеты всех действующих лиц, заинтересованных в решении этой ситуации», – уверен Масленников.
Многим регионам Сибири и Дальнего Востока жизненно необходимо не только обеспечение добычи угля, но и организация его вывоза, поэтому необходимо расширять транспортные возможности, рассказывает директор Центра региональной политики РАНХиГС, директор Института реформирования общественных финансов доктор экономических наук и автор Telegram-канала Klimanov.ru Владимир Климанов.
«Вопрос строительства железной дороги в Туву во многом связан с решением задач по вызову угля из этого региона. В других регионах Сибири также значимость угольной промышленности достаточно высока – прежде всего в Хакасии и Красноярском крае, Иркутской области, в некоторых регионах Дальнего Востока, в Якутии, где ведется строительство новой частной железной дороги. Тихоокеанская железная дорога станет, скорее всего, крупнейшим частным железнодорожным проектом в нашей стране. Но пока этот вопрос не решен, задачи вывоза угля традиционными маршрутами весьма актуальны», – отметил эксперт.
Сейчас, по словам Климанова, остается только ждать, какое решение примут власти.