Обеспечение вывоза угля в восточном направлении – жизненно важный вопрос для многих регионов
Главы Хакасии и Тувы – Валентин Коновалов и Владислав Ховалыг – ожидают негативных последствий для экономики регионов в случае отказа железной дороги от соглашений с субъектами Федерации по вывозу угля в восточном направлении на 2025 год. Ранее, по данным РБК, такое предложение президенту России Владимиру Путину направил глава РЖД Олег Белозеров.
Очевидно, что в нынешних условиях в определенных случаях будут возникать пиковые нагрузки на существующую инфраструктуру. В связи с поворотом на Восток и до того перегруженные Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали испытывают еще большую нагрузку, которая, по-видимому, превышает технологические возможности ее использования в настоящее время. Именно с этой проблемой связана в том числе активизация работ по строительству дополнительных путей и развязок в восточных регионах страны – то, что мы называем БАМ 2.0, а теперь БАМ 3.0. И именно с этим связаны действия по регулированию использования подвижного состава и вагонов при перевозке грузов. Понятно, что для железных дорог будет достаточно высокой нагрузкой, если грузы из европейской части будут идти большими потоками на восток, в тихоокеанские порты. Дополнительное регулирование здесь необходимо. Другой вопрос – где и как смотреть на прибыльность такого рода мероприятий, с одной стороны, а с другой стороны, значимость этих поставок для обеспечения жизнеспособности страны в целом и отдельных ее регионов. Похожие интересы разных групп влияния имеют прямо противоположное понимание одних и тех же вопросов. Именно с этим связана дискуссия, которая сейчас разворачивается относительно инициатив руководителя РЖД Олега Белозерова по ограничению перевозки отдельных видов грузов в связи с возникшей ситуацией.
Долгое время главенствующую позицию в угольной промышленности в Российской Федерации занимает Кемеровская область – Кузбасс. Но это не значит, что добыча угля не происходит в других регионах, для которых эта отрасль также представляется весьма важной. Многим регионам Сибири и Дальнего Востока жизненно необходимо не только обеспечение добычи угля, но и организация его вывоза. Классическим примером является Республика Тыва, у которой нет железных дорог. Богатые месторождения угля, которые там расположены, оказываются невыгодными для эксплуатации именно в силу того, что самосвалами вывезти соответствующие объемы угля через относительно труднопроходимые горные районы Южной Сибири достаточно сложно. Поэтому вопрос, например, строительства железной дороги в Туву во многом связан с решением задач по вызову угля из этого региона. В других регионах Сибири также значимость угольной промышленности достаточно высока. Прежде всего в Хакасии и Красноярском крае, Иркутской области, в некоторых регионах Дальнего Востока, в Якутии, где ведется строительство новой частной железной дороги. Тихоокеанская железная дорога станет, скорее всего, крупнейшим частным железнодорожным проектом в нашей стране. Но пока это вопрос не решен, задачи вывоза угля традиционными маршрутами весьма актуальны.
Кейс, возникший в настоящее время, впоследствии будет включен если не в учебники, то в какие-то исторические вехи взаимодействия политических лиц в нашей стране. Мы должны просто дождаться разрешения этой ситуации, поскольку понятно, что в ней по-разному заинтересованы очень широкий круг участников от бизнеса, государства и регионов.