В регионах сейчас огромные усилия тратятся на симулирование контакта с населением, но часто людям дают пустые ответы


Настройка эффективной коммуникации региональных властей с населением остается одной из важнейших задач. Ранее об этом неоднократно заявлял глава государства. В частности, Владимир Путин указывал на важность прямого конструктивного диалога государства с рядовыми гражданами.

Социология – королева политических наук. Королева, которой повсеместно пренебрегают. Любая технология, которая обеспечивает не только моментальный одноразовый результат, но и управляемость, стабильность, должна быть основана на постоянных исследованиях общественных мнений и настроений. Выиграть выборы, при наличии ресурса, можно отраслевой и административной мобилизацией или манипуляциями с бюллетенями. А вот удержать результат, чтобы через месяц после ЕДГ и расформирования избирательного штаба все не рассыпалось – это уже тонкая и зачастую игнорируемая стратегия. За два десятка лет работы на выборах я встречала социологов, как обязательных членов команды, от силы пару раз. Во-первых – это дорого, во-вторых – очень быстро развеивает иллюзии, в которых пребывает кандидат, в-третьих – требует постоянной корректировки таких, казалось бы, восхитительных идей и проектов. О мнение электората разбивается абсолютное большинство креативных концепций и высоких самооценок.

Для практикующих профессионалов не тайна – главной задачей при проведении выборов, наряду с обеспечением желаемого процента голосов, является обслуживание личного комфорта заказчика. Например, штатные пиарщики убедили переизбирающегося губернатора, что все народное недовольство в его адрес – происки конкурентов, а не отражение никчемности менеджерских способностей главы. Или какой-то «решала» из администрации во что бы то ни стало решил выкорчевать городской парк под строительство прибыльного торгового центра – признать, что электорат это не приемлет — значит отказаться от финансового «схематоза» ценой в несколько миллиардов. Кому такое понравится?

Соответственно, клиент отворачивается от действительно эффективной долгосрочной электоральной тактики в пользу собственного психологического комфорта. Ведь и задачу с вырубкой можно решить малой кровью, но это уже будет долгая многоходовка с переключением внимания, созданием проблемы и ее героическим решением под гражданские овации. Это масштабный пример. А таких в ежедневной работе органов власти бесчисленное множество. И все они нередко решаются методом самообмана – отказа от прямой оценки обратной связи.

Даже в самых продвинутых и адекватных регионах сейчас огромные усилия тратятся на симулирование контакта с населением. Люди пишут комментарии на страницах чиновников в социальных сетях и получают пусть и оперативные, но шаблонные пустые ответы. Это граждан злит. Мемами стали истории с ремонтом тротуаров и уборкой несанкционированных свалок посредством фотошопа. Ну и классика – голосование ботов в открытых опросах общественного мнения. Все – от администраторов данных процессов, до избирателей — понимают глупость и абсурдность ситуации, но все равно продолжают. Потому что отчет перед руководством сдается в цифрах. Цифры можно накрутить и нарисовать, а опровергнуть только честной социологией, но она для регионов – нежеланная экзотика.

Главный риск подобного подхода – прикладная шаткость конструкции. И если вчера глава субъекта видит свой рейтинг на уровне 146%, а в комментариях у себя тысячи однотипных признаний в любви, то при малейшей смене политических ветров он вдруг сталкивается с массовым немодерируемым ликованием жителей, которые, как оказалось, давно мечтали о его отставке. Такой вот парадокс.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: