Ярославская область: начавшийся кризис и несостоявшаяся отставка
На мой взгляд, у ярославского губернатора Сергея Ястребова нет никаких серьезных достижений. Ни в 2014, ни в 2013 годах. Однако если верить всему тому, что сказал губернатор на пресс-конференции для областных телеканалов на этой неделе, то в области все было хорошо, не считая таких пустяков, как рост цен (он отметил их на уровне 8-12%). Но если серьезно относиться к результатам деятельности Ястребова, то главным его «достижением» (вернее будет говорить достижением, произошедшим во время его губернаторства) стало полное изменение имиджа региона – из современного, развивающегося, двигающегося вперед региона он стал символом проблем с законом.
В следственном изоляторе пребывают по обвинению в коррупции мэры двух крупнейших городов Ярославской области. Под следствием находится едва ли не половина руководящих работников мэрии Ярославля, уже реальный тюремный срок получил председатель областной избирательной комиссии Д.Васильев и еще пара чиновников мэрии. 2014 год добавил масла в огонь.
Все коррупционные скандалы 2014-го так или иначе связаны с чиновниками правительства области (Сенин, Вундервальд) или вообще лично с губернатором. Был большой шум, но отставка губернатора Ястребова так и не состоялась. Хотя все наблюдатели и эксперты этого ожидали. Вне зависимости от того, какова будет дальнейшая судьба нынешнего губернатора, всем стало понятно в результате этих скандалов, что либо Ястребов толком ничего не контролирует, либо потворствует своим подчиненным.
Поэтому возникает как минимум вопрос о его неэффективности. А как максимум — вопрос о его материальной заинтересованности. На мой взгляд, отставка Ястребова неизбежна, это вопрос ближайшего времени. И поиска адекватной кандидатуры на место Ястребова (пока ее, кстати, нет). Важнее другое — каким образом дальше будет развиваться Ярославская область, – по сценарию тупиковому или все-таки новая власть найдет какие-либо драйверы и точки роста для реального развития.
Беда Ястребова кроется в том, что он так и не смог сформировать своей собственной социально-экономической повестки дня для региона. Его главной внутренней задачей была задача усидеть на в своем кресле, а это — содержательный тупик. В итоге этот тупик стал очень четко проявляться не только на региональном уровне, но и на федеральном. Экономическая политика областной администрации при Ястребове особенно никак не изменилась. Вернее будет сказать, что экономический блок ярославского областного правительства продолжал плыть по тому руслу, которое проложил еще предыдущий губернатор Вахруков.
Но только если Вахруков прикладывал к этому большие усилия — сам решал ряд вопросов и строго контролировал исполнение поручений, — то при Ястребове все перешло на самотек. Никто, конечно, не отказывался от тех инвестиционных проектов, который начинал Вахруков. Именно сейчас они как раз и перешли в стадию реализации. Но новых серьезных инвестпроектов так и не появилось. Сам Ястребов больших усилий к этому не прикладывал, а его подчиненные и подавно. В итоге в 2013-2014 гг. реализовались только те проекты, которые были запущены в 2009-2010 гг. Вахруковым. Более того, ряд инвесторов, которые имели планы начать инвестпроекты в Ярославской области, сразу после отставки Вахрукова отказались от них. Под Вахрукова деньги давали, под Ястребова – нет. Ястребов отказался и от активной и энергичной работы с федеральными органами власти. Она перестала быть приоритетом – отсюда и слабые показатели участия в федеральных целевых программах.
Ну и, конечно, Ястребов не лидер промышленников Ярославской области, какими были Лисицын и Вахруков. Без серьезных связей в Москве это просто невозможно. Собственники и руководители предприятий региона это понимают и на него не рассчитывают, крутятся сами как могут.
Однако экономический кризис для ярославской промышленности не за горами, здесь опять будет нужна активная позиция по поддержке местной промышленности. Но на нее при нынешнем руководстве области явно рассчитывать не приходится.
Главная проблема для региона в 2015-м — как выжить ярославской промышленности в эпоху острого кризиса. Думаю, что нынешняя власть ответа на этот вопрос не знает и совсем не готова к нему. Более того, ей сейчас не до этого, ей нужно спасать остатки репутации. Тому, кто реально начнет работать в региональном правительстве, можно посоветовать только следующее.
• Не поднимать налоговое бремя на малый и средний бизнес в части региональных и местных сборов.
• Активизировать работу с федеральными органами власти в части федеральных целевых программ и получения кредитов для предприятий под госгарантии.
• Вести активную работу по импортозамещению. В первую очередь это касается работы с федеральными органами власти и госкорпорациями («Ростех», «Роснано», «ВТБ»). Ресурсы для импортозамещения в регионе есть, главное сейчас — не потерять потенциальный шанс перевести часть номенклатуры промышленной продукции именно в Ярославскую область.
• Активизировать работу с крупными инвестиционно-финансовыми структурами по новым инвестпроектам – в эпоху удорожания кредитов и повышенной конкуренции регионов за финансовые ресурсы выигрывает тот, кто более активен и энергичен.