Санкционная политика и продолжающаяся геополитическая конфронтация несут угрозу реализации инфраструктурных проектов в регионах. Однако именно воплощение в жизнь таких проектов может стать ответом властей на новейшие вызовы.

Вопрос о том, пострадает ли реализация инфраструктурных проектов в результате кризиса, спровоцированного антироссийскими санкциями и ростом военных расходов — один из самых актуальных для региональных администраций сегодня.

Деньги на развитие инфраструктуры федеральный центр выделяет, но приоритеты всё же существенно изменились. Скорее всего, выделять их будут и дальше, но в финансировании возможны сбои. Снижение экономической активности и поступление налогов в бюджеты разных уровней также создают дополнительные риски для реализации инфраструктурных проектов. При этом, если где-то и происходит секвестирование, то это касается скорее крупных  объектов, требующих более серьезных вложений. Однако инфраструктура отнюдь не первая, на чём пока экономят, наиболее значимые проекты федеральная власть старается сохранить, либо немного сдвинуть их реализацию «вправо». Риск остаться без финансирования касается, скорее, сопутствующей инфраструктуры. Например, обеспечение устойчивым Интернетом на транспортных объектах. Но нельзя исключать и того, что федеральная власть попытается сделать главным ответом на экономический кризис, вызванный антироссийскими санкциями, именно масштабные инфраструктурные проекты, способные привлечь внутренних и внешних (преимущественно, «восточных») инвесторов и обеспечить населения работой.

Различие регионов друг от друга масштабами инфраструктурных проектов во многом связано с эффективной реализацией местными властями инвестиционной политики с привлечением крупных игроков, что особенно актуально в ситуации ограниченных бюджетных возможностей. К сожалению, антироссийские санкции повлияли на приток зарубежных инвестиций. Иностранные партнеры собирались вкладывать средства в строительство дорог, мостов и тоннелей на условиях государственно-частного партнерства. Тем не менее, самый весомый объем инвестиций — это все же средства крупных российских компаний с государственным участием. В топ-листе «РусГидро», АвтоВАЗ и другие. Помимо них вкладываются в развитие инфраструктуры и крупные региональные частные компании. В отраслевом срезе наибольшее количество проектов представлены в строительстве, стройиндустрии и сельском хозяйстве.

Безусловно, значимым фактором, который оказывает влияние на результативность реализации инфраструктурных проектов в регионах, является общая экономическая конъюнктура и способность субъектов быстро преодолеть последствия антироссийских санкций. Очевидно, что деньги в стране на стратегические направления есть, несмотря на серьёзные расходы, связанные с СВО. Об этом говорит то, что в субъектах продолжаются масштабные инфраструктурные стройки. Так, в Башкирии реализован проект «Восточный выезд», который соединил федеральные трассы М5 «Урал» и М7 «Волга». В Самарской области строится мост через Волгу в обход Тольятти. В Татарстане был открыт индустриальный парк «Саба», на территории которого планируется деятельность 22 резидентов и создание более 500 рабочих мест.

В целом, наиболее крупные проекты сегодня действительно характерны для сильных в социально-экономическом плане регионов: Башкирии, Татарстана, Московской, Ленинградской, Свердловской областей. В противном случае региональным властям можно рассчитывать только на существенную федеральную помощь, либо на включение субъекта в крупный проект, охватывающий сразу несколько регионов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: