Региональные отделения играют ключевую роль в укреплении влияния политических партий на местах. Накануне старта кампании в парламент наличие разветвленной партийной регсети становится одним из важнейших конкурентных преимуществ.

Рассмотрим особенности ячеек «Единой России» и оппозиции на уровне субъектов Федерации, чтобы лучше понимать тренды и динамику развития партийной системы в России.

Региональные отделения «Единой России» можно условно разделить на три группы:

  1. Те, кто по факту являются внештатным отделом управления губернатора по региональной политике. Находятся под полным контролем внутрипола. Их задача — выполнять спускаемые сверху задачи, а также бюрократически оформлять и проводить решения, принятые в правительстве региона. Плюс: полная управляемость. Минус: низкая инициативность.
  2. Сильные отделения. Обладают достаточным уровнем независимости, чтобы вести конструктивное взаимодействие с внутриполом, но при этом иметь собственные цели и задачи. Являются самостоятельным центром влияния. В этом же заключается их главная проблема: периодически отношения между сторонами усложняются, могут возникать конфликты. В связи с этим они требуют от всех участников взаимодействия прилагать больше усилий для синхронизации работы.
  3. Слабые, но неподконтрольные отделения. Не подчиняются политблокам, не имеют отлаженной системы коммуникации с губернатором и его аппаратом. Нередко на такие отделения «махнули рукой», и внутрипол выстраивает управленческие контуры в обход них. Формально эти ячейки остаются исполнителями решений, но при этом перестают быть участниками процесса их принятия.

Региональные отделения оппозиционных парламентских партий также можно разделить на несколько групп:

  1. Активные отделения, во главе с действующими депутатами Госдумы или крупными спонсорами. Примеры таких отделений — СРЗП под руководством Валерия Гартунга в Челябинске или в Краснодарском крае под кураторством Дмитрия Гусева. У коммунистов подобные отделения возглавляют Иван Казанков в Республике Марий Эл и Алексей Куринный в Ульяновской области. Они ведут частично независимую от центральных отделений политику и при этом имеют достаточно влияния, чтобы поддерживать этот статус-кво. Федеральное руководство партий вынуждено с ними считаться.
  2. Среднеактивные отделения. Их возглавляют карьерные бюрократы, не имеющие достаточных ресурсов для сопротивления давлению сверху. Полностью подчинены федеральному партийному руководству и зачастую являются его опорой во внутрипартийной борьбе. Однако их результаты на выборах зачастую не впечатляют и остаются на среднем, а то и на низком уровне.
  3. «Бумажные» отделения. Численность: два — три человека. Фактически вся деятельность сведена к заполнению формальной партийной отчётности, никакой реальной политической работы такие ячейке не ведут.

Таким образом, можно выделить два тренда развития региональных отделений политических партий. В случае «Единой России» наблюдается рост количества реготделений, формирующих разветвленную сеть. Как правило, реготделения имеют тенденцию к усилению и становятся надежными партнерами для внутриполитических блоков губернаторов.

У оппозиционных партий противоположный тренд: ячейки слабеют, число сильных снижается, многие деградируют до полумертвых. Это еще одно подтверждение того, что на сегодняшний день вся партийная система находится в глубоком кризисе.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: