Политика Ликсутова: вне логики, вне системы
Нельзя сказать, что Департамент транспорта и мэрия в целом действуют полностью вне рационального поля аргументации. Но заявленная цель — очистить Москву от давления автотранспорта — по тому, как ее маниакально пытаются решить разного рода методами, выглядит все более и более иррациональной.
На что рассчитывает Дептранс? На то, что введение платного въезда в город сократит число автомашин на дорогах столицы. Идея вроде бы очевидная и правильная. Тем не менее, позволю себе усомниться в том, что эта мера приведет хоть к какому-то решению транспортной проблемы столицы.
Да, введение платного въезда сочетается с рядом других мер, которые проводит не только Дептранс Ликсутова, но и правительство Москвы в целом. И это не только введение платных парковок, велодорожки и пропаганда муниципального транспорта и его оптимизация. Это и выдавливание бизнеса из центра города, в том числе торговли, сокращение транспортных площадей в центре и прочее. В этом же ряду — расширение сети метрополитена, идеи по превращению реки в транспортную артерию.
Все это мэрия должна сделать оперативно. Цель должна быть достигнута до следующих выборов мэра столицы. Отсюда спешка, отсутствие координации между мерами, предпочтение простых и непопулярных решений.
К сожалению, политика Дептранса не способствует системному облегчению нагрузки на транспортную сеть Москвы.
Это скорее бриколаж мер из архива уже существующих решений. Применение их в такой запущенной ситуации, какая сложилась в Москве, логично, но они хороши в комплексе, а не по одному. Ликсутов же бросает в бой свои войска по частям. И их по очереди, одно за другим, съедает московский трафик.
Многое зависит от деталей. Если плата за въезд в город окажется запретительной для частных автомобилей, мы увидим поток миграции в город из пригородов. И люди будут переезжать в город со своими машинами. Если плата будет символической, она вообще ничего не поменяет в трафике города ни сразу, ни в перспективе.
Все это — без учета социального недовольства жителей московского региона (Подмосковья), да и самих москвичей, мобильность которых также пострадает.
Не удивлюсь, если вопрос может дойти и до Конституционного суда. Речь ведь идет об ограничении на въезд в целый субъект Федерации, коим является город Москва.
Вопросы коррупциогенности (все эти разрешения на бесплатный въезд, льготы), вопросы роста цен на практически все товары, которые будут продаваться в московских магазинах — можно даже не обсуждать: все это вытащит из кармана москвичей отнюдь не лишние во время кризиса рубли.
Тем не менее, как и в истории с парковками, я полагаю, Дептртанс не смутят эти аргументы. Команда Ликсутова будет продолжать реформирование несмотря ни на что. Понаблюдаем.