Транспортная реформа в Екатеринбурге: как мэрия обещает решить проблемы в сфере пассажирских перевозок
Мэр Екатеринбурга Алексей Орлов заявил о масштабной реформе общественного транспорта. С ее помощью власти надеются выйти из кризиса: обновить автобусы и трамваи, улучшить качество сервиса для пассажиров, поднять зарплаты сотрудникам отрасли. Эксперты РК уверены, что организация качественной работы общественного транспорта – прямая обязанность городской власти и решением проблем в этой сфере власти Екатеринбурга должны были озаботиться давно. Нововведения могут привести к позитивным изменениям, но это долгий процесс. Подобности – в сюжете.
Брутто-контракты и повышение штрафов
В Екатеринбурге анонсировали транспортную реформу. О предстоящих изменениях рассказал глава города Алексей Орлов. По его словам, положение сегодня не устраивает ни горожан, ни органы власти. Проблемы начались еще со времен пандемии коронавируса, когда резко сократился поток пассажиров.
«Уменьшилась и прибыль транспортных предприятий. Из-за этого произошел отток кадров, вызванный неконкурентной заработной платой. Речь идет прежде всего о водительском составе», – цитирует Орлова «Коммерсантъ».
И хотя пандемия прошла, проблемы в транспортной отрасли так и не решились.
Власти предложили перейти на новый принцип взаимодействия с перевозчиками, а именно на брутто-контракты.
«Предприятия станут получать средства не за количество перевезенных пассажиров, а за пройденные километры. При этом мы будем учитывать коэффициент качества: как точно предприятие соблюдает установленное расписание, а также насколько автобус и экипаж соответствуют требованиям контракта», – приводит слова Орлова Ura.ru.
По словам мэра города, штат сотрудников «Гортранса» не укомплектован – не хватает почти 30% сотрудников. И хотя с начала года водителям поднимали зарплату на 10%, ее снова обещают увеличить – теперь на 30%. Также им предоставляется общежитие или предлагается возможность приобрести жилье на льготных условиях.
Еще власти планируют создать Центр по управлению пассажирскими перевозками, который будет контролировать весь процесс: от выпуска машин на линию до регуляции движения в режиме реального времени. Сотрудники также смогут следить за оплатой проезда.
А вот штрафы для безбилетников поднимут в 25 раз – с 100 до 2,5 тыс. рублей.
«Человек, который сознательно не платит за проезд, в действительности ворует. Он крадет комфорт и безопасность пассажиров, отнимает зарплату работников транспортных предприятий», – заявил мэр города.
Реформу начнут в августе этого года. По словам Алексея Орлова, ее поддержал и губернатор Евгений Куйвашев.
Долг города – обеспечить людей качественным транспортом
Реформа предназначена для того, чтобы уладить вопрос с кадрами в транспортной сфере, однако это будет долгий процесс, поскольку невозможно в один момент решить проблему нехватки водителей, говорит политолог, редактор ИА «Политсовет» Алексей Шабуров:
«Ожидается, что в связи с предложенными мерами у перевозчиков будет больше свободных денег для повышения зарплат персоналу, чтобы эта работа была более привлекательной. Эта цель декларируется, поскольку без нее особых сдвигов не будет: можно сколько угодно автобусов купить, но водить их будет некому».
Комфортный общественный транспорт – это долг города, если он желает развиваться, считает политолог Константин Киселев:
«Мы должны понимать, что общественный транспорт для города – это не просто бизнес, платная услуга, а обязанность муниципалитета создать такие условия, чтобы город развивался, рос. Без муниципального транспорта город просто встанет. Люди, предприятия, бизнес теряют время, а это возможная прибыль».