Запрет на аборты по ОМС, о котором говорят в Коми, вряд ли улучшит демографическую ситуацию в стране
Глава Республики Коми Владимир Уйба предложил исключить искусственное прерывание беременности из полисов обязательного медицинского страхования – за исключением случаев, когда существует угроза жизни женщины. Такое предложение он озвучил на первом организационном заседании совета при главе Коми по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей.
Я думаю, это очень тонкая и деликатная тема. Нужно тысячу раз все взвесить, обсудить с общественными организациями. Когда мы недавно встречались с президентом как члены Общественной палаты, на встрече тоже затрагивали тему абортов, и президент сказал: «Давайте сосредоточимся лучше на мерах поддержки семей, родителей, которые думают, оставить ли ребенка, и создадим условия, чтобы меньше было причин идти на такой шаг, как аборт».
С одной стороны, может быть, действительно по ОМС нужно делать аборты только по медицинским показаниям. Но, с другой стороны, если мы запретим и в частных клиниках аборты, и в государственных по ОМС, то у нас может вырасти число криминальных абортов. Нужно об этом помнить. Мы все это уже проходили. И есть опыт других стран. Жизненные ситуации бывают разные. Женщина может быть не готова родить ребенка, но вместо того, чтобы ее отговорить и поддержать, когда она колеблется, вводятся тотальные запреты. Безусловно, задача врачей, социальных работников и общества в целом – сделать все возможное, чтобы семьи сохраняли детей. Но запреты могут привести как раз к обратному эффекту. Криминальные аборты могут привести к тому, что женщины потом вообще не смогут иметь детей. Поэтому не факт, что запрет, о котором говорят в Коми, позитивно повлияет на демографическую ситуацию. Нужно быть очень осторожными в таких решениях.
Сегодня стало меньше случаев, когда женщины, родив детей, бросают их – и младенцев находят в мусорных баках. Но и такие случаи, к сожалению, есть. И об этих страшных историях тоже надо помнить, вводя запреты. Нужно рассмотреть все возможные последствия.
Нужно сосредоточиться именно на мерах поддержки женщин и в целом семей. Мы до сих пор сталкиваемся с ситуациями, когда даже в женских консультациях вместо того, чтобы поддержать решение женщины оставить ребенка, предлагают обратное. У нас есть программы по работе с женскими консультациями, которые реализуют различные благотворительные фонды, НКО. Но прежде всего этим должно озаботиться именно государство. Еще одна история – работа с женщинами, которые сомневаются, оставить ли ребенка, но им либо негде жить, либо нет работы, некому обеспечивать семью. Поскольку в стране абортов по-прежнему делают много, нужны какая-то государственная концепция и всеобъемлющие меры, которые будут реализовывать органы власти, местное самоуправление, система здравоохранения, общественность. У нас в этой сфере действуют много некоммерческих организаций, у них наработаны великолепные практики по профилактике абортов. Они помогают снять страхи, придумывают систему мер поддержки, убеждают, что люди не останутся наедине со своей проблемой. Пока это единичные вещи, но они должны вводиться по всей стране. Это была бы более действенная система, чем просто запреты.