Сейчас есть запрос на адекватных оппозиционных лидеров регионального масштаба


Нынешняя кампания по выборам губернаторов отличается тем, что системные оппозиционные партии не стали выдвигать сильных противников действующим руководителям регионов. Исключением стал только Санкт-Петербург, где «Справедливая Россия» выдвинула Оксану Дмитриеву. Сильные конкуренты врио глав, которых на этот раз немного, пошли на выборы от малых партий. Часть политологов считает, что начал работать «партийный фильтр» — системные партии отказываются выдвигать ярких политиков, опасаясь давления федерального центра. Об этом пишет "Коммерсант".

Партии определились с кандидатами в губернаторы в большинстве регионов, где проходят выборы глав (всего их тридцать). ЛДПР выдвинула кандидатов во всех субъектах, среди них преобладают депутаты Госдумы и заксобраний. На втором месте по количеству выдвиженцев — их 26 человек — КПРФ. «Справедливая Россия» выдвинет кандидатов в 18 регионах. Четвертой партией по количеству выдвинутых кандидатов стали «Патриоты России» — среди выдвиженцев преобладают бюджетники и местные бизнесмены. Среди выдвиженцев «Гражданской платформы» (всего их четверо) — представители среднего бизнеса и сотрудники госучреждений.

Иван Преображенский:

— Предвыборная кампания к Единому дню голосования в 2014 году характеризуется практически полным отсутствием серьезных оппозиционных кандидатов на региональном уровне. Связано это с тем, что даже вполне системные оппоненты действующим руководителям просто не смогли пройти регистрационный фильтр. Кандидаты, которые не смогли согласовать свое выдвижение в Кремле вместо свидетельства о регистрации получали повести из прокуратуры, партии сами снимали их, разгоняя попутно выдвинувшие кандидатов местные отделения, некоторые сами снимались "по состоянию здоровья". Это касалось, отметим, как парламентских, так и непарламентских партий. Так что говорить о том, что оппозиция пошла на выборы только в качестве кандидатов от малых партий нельзя.

В то же время, за исключением нескольких условно согласованных в Кремле кандидатур, практически все оппозиционные политики, у которых есть шанс все же зарегистрироваться на выборах разного уровня, выдвигались именно от малых партий. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, головные организации парламентских партий слишком близки к Кремлю и контролируются им достаточно плотно для того, чтобы принудить их отменить решения региональных ячеек о выдвижении сильных оппозиционных фигур. Во-вторых, известно, что во многих малых партиях региональные отделения находятся на самофинансировании и кандидату "со стороны" легче договориться о выдвижении от этой партии, просто пообещав местной ячейке серьезную финансовую помощь. Ну уж а ячейка после этого, в отличие от более обеспеченных коллег из парламентских партий, готова будет пойти даже на самороспуск, лишь бы не сдавать такого "кандидата".

Третья же и главная причина в том, что в рамках этой предвыборной кампании не только становится понятно, что есть спрос со стороны населения на появление адекватных оппозиционных лидеров регионального масштаба, но и сами бизнесмены и политики готовы идти во власть даже вопреки ясным сигналам из Кремля, потому что они ощутили этот запрос. И эта тенденция, появившись в 2014 году, наверняка, не исчезнет. Напротив, в 2015 году выдвижение вопреки рекомендациям действующей власти может стать по-настоящему массовым. И Кремлю стоило бы смириться с тем, что в 2015 году лучше будет отказаться от тотального контроля и допустить лояльных оппозиционеров до выборов, чтобы не сформировать новый, весьма массовый класс несистемных оппозиционеров, многие из которых к тому же будут иметь репутацию политиков не из прошлого, а из будущего.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: