Перенос сроков строительства Тырныаузского ГОКа и проблемы занятости: что могло обсуждаться в закрытой части встречи Путина с Коковым
На встрече президента РФ Владимира Путина с главой Кабардино-Балкарской Республики Казбеком Коковым обсуждались реализация нацпроектов и социально-экономическое развитие региона. Президент призвал Кокова обратить особое внимание на нехватку мест в детсадах, а также на состояние образовательных учреждений и амбулаторно-поликлинической сети. Во время встречи Коков не стал затрагивать тему строительства Тырныаузского ГОКа, одного из главных проектов своего правления, лишь упомянув, что работы по реализации продолжаются. В 2023 году комбинат должны были запустить, но сроки постоянно переносятся, теперь запуск планируется в 2025-м. Эксперты РК рассказали, может ли постоянный срыв сроков строительства ГОКа стать одним из поводов для отставки Кокова и о каких еще проблемах умолчал губернатор.
О ГОКе без подробностей
Президент РФ Владимир Путин встретился с главой Кабардино-Балкарской Республики Казбеком Коковым. Глава региона рассказал о социально-экономическом развитии республики и реализации национальных проектов. В свою очередь, президент попросил губернатора обратить внимание на проблемы нехватки мест в детских садах республики и состояния образовательных учреждений. Кроме того, заняться нужно и состоянием амбулаторно-поликлинической сети. Глава государства призвал Кокова вписываться в федеральные программы и активнее работать с правительством РФ.
Но Telegram-каналы обратили внимание на одну деталь: в республике так и не построен Тырныаузский горно-обогатительный комбинат, считавшийся одним из главных проектов Кокова, хотя изначально планировалось запустить его уже в 2023 году. А на встрече с президентом Коков лишь упомянул, что «продолжаются работы по реализации проекта по возобновлению добычи вольфрамо-молибденовых руд».
Тырныаузское месторождение было открыто в 1934 году. Тырныаузский комбинат включал в себя рудники открытых и подземных работ, обогатительную фабрику, геологоразведочную экспедицию. Работа на комплексе полностью остановилась в 2001 году. В 2021-м Казбек Коков и гендиректор Эльбрусского горнорудного комбината Игорь Ушаков дали старт инвестиционному проекту по возобновлению добычи и переработки вольфрамо-молибденовых руд. Сообщалось, что на стройплощадке уже даже начались работы по возведению комбината. Предприятие обещало стать крупнейшим в КБР и одним из крупнейших на всем Северном Кавказе. Проект тогда оценивался в 25 млрд рублей. Запустить его планировали в 2023 году, а в 2026-м он должен был выйти на полную мощность.
В 2022 году Коков встречался с главой Минпромторга Денисом Мантуровым. В ходе обсуждения стороны отметили, что строительно-монтажные работы по проекту начнутся в 2023-м. Коков заверил: работы в рамках проекта идут по графику. Но выяснилось, что объем требуемых вложений, ранее оцененный в 25 млрд рублей, вырос до 55 млрд рублей. Планировалось, что в конце 2023 года будут введены первые производственные мощности.
Однако в марте 2023 года в Минпроме КБР сообщили, что завершить строительство производственных объектов, начать добычу и переработку вольфрамо-молибденовых руд планируют только в 2025 году. А в апреле авторы Telegram-канала kavkaz_leakbez отмечали, что в проект начали предлагать вкладываться желающим из 30 регионов страны для «достаточно широкого отраслевого среза инвесторов», что делает его крайне расплывчатым, а сроки реализации и вовсе могут растянуться на 20–30 лет.
Сложный регион
Директор Центра этноконфессиональных исследований Северного Кавказа Руслан Гереев отмечает: несмотря на то что Коков не упомянул о проблемах на встрече с президентом, в Кабардино-Балкарии их очень много. В первую очередь это вопросы занятости населения. Эксперт подчеркивает, что КБР – один из самых сложных субъектов Северо-Кавказского федерального округа.
«Строительство Тырныаузского ГОКа – это проект, начало которому было положено еще в 2020 году. В 2021-м он получил документальное подтверждение, а дальше работа встала, развития не было. Но без федеральной поддержки такие проекты субъектам реализовать очень тяжело, поэтому, предполагаю, могла идти речь об оказании помощи республике конкретно по этому проекту», – рассуждает Гереев.
Директор Центра политических исследований и технологий Григорий Киселев не исключает, что на встрече с Путиным обговаривалась кандидатура потенциального наследника Кокова. Полномочия губернатора истекают осенью 2024 года.
Но, по мнению эксперта, если Коков и покинет пост, поводом для отставки станет не постоянное передвижение сроков строительства Тырныаузского ГОКа и даже не бесконечно увеличивающаяся необходимость в федеральной помощи, а что-то более серьезное.