У оппозиции в Пермском крае недостаточно мест в парламенте для возврата прямых выборов мэров
Руководители фракций ЛДПР, «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», КПРФ и «Новые люди» внесли в Законодательное собрание Пермского края законопроект о возвращении прямых выборов глав муниципалитетов региона.
Это происходит уже не первый раз. Такая инициатива приходит в голову оппозиционным депутатам раз в три-четыре года. Они предлагали вернуть прямые выборы в 2016 году, в 2019-м. На мой взгляд, есть две причины, по которым это происходит.
Во-первых, прошедшие муниципальные выборы в Пермском крае в этот единый день голосования хотя и не были масштабными, но стали показательными. Оппозиция потерпела полный провал. «Единая Россия» взяла около 90% депутатских мандатов. Даже в городе Чайковском, который всегда считался столицей коммунистического движения, представители КПРФ не смогли взять ни одного мандата. Поэтому местные думы сформированы на 80–90% из представителей ЕР. И та часть, которая будет участвовать в конкурсной комиссии на избрании мэров, никаких оппозиционеров не пропустит. В 2024 году будет еще одна порция муниципальных выборов – они станут более масштабными, потому что выбирать будут депутатов на 22 территориях. И я не уверен, что результаты оппозиции будут принципиально лучше. Поэтому одна из причин инициативы о прямых выборах мэров – отсутствие у оппозиции легитимных возможностей выбрать глав из своих партий.
Во-вторых, указания поднимать этот вопрос местным реготделениям дают кураторы из федеральных партий. Это не инициатива снизу. Она идет сверху, это установка центральных органов соответствующих оппозиционных партий.
На мой взгляд, никаких возможностей для реализации этой инициативы нет. Даже если сложить всех оппозиционных депутатов четырех партий, представленных в Законодательном собрании Пермского края, то им все равно не удастся преодолеть вето конституционного большинства «Единой России».
Логика действующей власти заключается в том, что на сегодняшний день, хотим мы этого или нет, местное самоуправление – это часть вертикали, ни один муниципалитет не может жить без помощи: региональных субсидий, трансфертов и так далее. Поэтому региональные власти заинтересованы в том, чтобы контролировалось расходование понятными и близкими им людьми, а не оппозицией.
Нового мэра Перми Эдуарда Соснина, который раньше был министром экономического развития, называют иногда «вице-премьером по Перми», подчеркивая, что он будет продолжать линию губернатора Махонина. По этой же аналогии можно назвать глав муниципальных образований, может быть, не вице-премьерами, но министрами по конкретным территориям. А вице-премьеров, министров и руководителей комитетов в структуре исполнительной власти народ не выбирает, они назначаются губернаторами, председателями правительства. То есть это такая примета времени – продолжение региональной исполнительной власти на местах. И конечно, эта власть заинтересована в более четком контролировании ресурсов, которые выделяются тем или иным территориям. Это касается не только Пермского края. Поэтому инициатива о прямых выборах – традиционный осенний порыв активности представителей оппозиции.