Право вводить курортный сбор: выгоды для регионов и возможные проблемы
Регионы России получат право взимать курортный сбор. Ожидается, что к 15 декабря будут внесены соответствующих изменения в законодательство с учетом опыта регионов, где эта практика уже применяется.
Лично я придерживаюсь точки зрения, что курортный сбор нужен. Такой опыт есть в разных странах. С учетом активизации внутреннего туризма введение курортного сбора целесообразно. Многие регионы не готовы идти по пути дополнительного привлечения туристов, считая это издержками, а не выгодой для своих территорий. Курортный сбор хотя бы отчасти такую негативную позицию сгладит, поскольку будут дополнительные доходы в бюджет, которые компенсируют регионам избыточные усилия, связанные с обеспечением жизнедеятельности туристов.
Если говорить о практике введения курортного сбора, то страна пошла по пути его внедрения через пилотные схемы. Но, во-первых, сам подход затянулся. Во-вторых, выбраны те регионы, где этот сбор как раз должен дать наибольший эффект. Краснодарский край, Ставропольский край, Санкт-Петербург – это как раз территории максимального притяжения туристов. А вот как курортный сбор будет работать в регионах, не ориентированных на привлечение туристов, пока сказать сложно. Хорошо бы при введении сбора иметь и такой опыт.
Далее возникает много вопросов, которые и в мировой практике не всегда находят адекватные решения. Например, насколько легальным является рынок и насколько его легализация принесет выгоду или издержки для всех участников процесса. В условиях отсутствия налогообложения и контроля ряд предпринимателей может осуществлять такую деятельность с учетом выхода из тени и их деятельность может оказаться невыгодной.
Есть фискальные проблемы, связанные с тем, что формально уплату налогов и сборов должен осуществлять сам гражданин в случае использования агрегаторов жилья, деловых поездок или иных действий. Не будут ли здесь возникать технологические проблемы? Думаю, что могут. А внятных решений со стороны соответствующих структур мы не видим. Возникает еще вопрос. Срок предложения поставлен – до 15 декабря, но мы понимаем, что изменение системы налогообложения возможно в соответствии с налоговым законодательством не позднее чем за месяц до наступления следующего налогового периода. То есть если мы хотим произвести какие-то действия с налогообложением в 2024 году, то их нужно принять до ноября включительно. А как предложения по курортному сбору будут укладываться, если они появятся только в декабре?
Введение курортного сбора будет чувствительно для категорий гостей, которые стараются снимать недорогое жилье. Поэтому туристский сбор ударит по менее защищенным слоям населения, что тоже имеет негативный оттенок. И подобных вопросов возникает много. Предугадать их на берегу, не ввязавшись в это действие, сложно.
Трудно сказать что-то об оценках объемов курортного сбора, потому что есть разные оценки даже количества туристов, которые приезжают в регионы. Цифры могут различаться в три раза – в зависимости от того, как вести учет. Сегодня, когда туристическая отрасль переживает бум, мы сделали ей запоздалые поблажки, которые надо было делать не сейчас, а в ковид, в частности освободили от НДС. Получается, мы ввели льготы для отрасли, которая находится на этапе роста. Для простого гражданина без разницы, как рассчитывается сумма, которую он потом видит. А гостиницы при освобождении от НДС не стали снижать суммы на соответствующую величину отмененного налога. Поэтому все это приведет к подорожанию турпакета для отдыхающих и повлечет опережающий рост цен на авиабилеты, повышение стоимости других услуг при увеличенном спросе и сокращении предложения. Поэтому введение курортного сбора и рост стоимости пакета услуг для конкретного потребителя – это, скорее, негативная тенденция. Фискальные задачи и задачи по легализации бизнеса должны быть, но и учитывать обратную сторону мы тоже должны.