Кардинальных улучшений ситуации в Самарской области не произошло
Два года назад, 10 мая 2012 года, Николай Меркушкин стал губернатором Самарской области. Соответствующий указ Владимир Путин подписал одним из первых после официального вступления в должность президента. Николай Меркушкин 17 лет руководил республикой Мордовия. По его руководством регион стал одним из наиболее успешных территорий России, демонстрируя среднегодовой экономический рост 8–10%.
В течение первых месяцев работы в 2012 году глава региона побывал на ключевых производствах региона. Особое внимание было уделено Тольятти и его проблемам. «Мы будем использовать все возможности области и федерального центра для решения важнейших проблем, которые есть в муниципальном хозяйстве», – сообщил тогда Николай Меркушкин.
Олег Молчанов:
— Николай Иванович Меркушкин пришел в Самарскую область достаточно неожиданно. Хотя информация о недовольстве предыдущим губернатором (который на работу из Москвы летал и был тесно связан с бизнесом) достигла Кремля, никто не называл фамилию успешного губернатора, «отца» Мордовии кандидатом на пост Самарского губернатора.
Первый год-полтора Самарская область питала огромные надежды на нового губернатора. Часть этих надежд начала сбываться. Было отменено откровенно лоббистское, неумное решение о строительстве стадиона к ЧМ-2018 в историческом центре Самары, убрали часть коррупционных накруток в заключаемые областью контракты, началось нормальное, живое общение губернатора с населением городов и районов области. Этого запаса надежд на позитивные перемены хватило для победы команды губернатора на выборах в Тольятти и других районах Самарской области. Но надежды -такая вещь, которая должна постоянно подпитываться реальными решениями и действиями. К сожалению, многие изменения возможны только с согласия каких-либо федеральных структур. И помехой в инвестиционной привлекательности стали позиции УМНС, прокуратуры и СК, начавшие трясти в хвост и гриву малый бизнес, иностранных инвесторов и т.д.
Не совсем сложились отношения нового правительства области с избранными главами крупнейших городов. Мэрию Самары губернатор совершенно справедливо критиковал за раздутый чиновный аппарат, криминальные схемы отчуждения городского имущества, худшие дороги среди всех областных центров и т.д.
Но кардинальных улучшений ситуации не произошло. Переменам не способствовало и руководство депутатского корпуса, который подбирался людьми бывшего губернатора. На словах все (и мэры, и депутаты, и руководители федеральных структур) горячо поддерживают различные новации, но на деле все тонет в бесконечных согласованиях и процедуре.
Люди хотят реальных перемен, но система, сложившаяся в Самарской области за десятилетия, слишком инерционна и усилий одного человека (даже губернатора) для ускорения недостаточно.