Концепция развития автотуризма в России: потенциал регионов и факторы, которые важно учесть
Рабочая группа по развитию авто- и мототуризма профильной комиссии Госсовета РФ под руководством губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко разработает концепцию по соответствующей теме. Участники группы уже учли предложения, озвученные 50 регионами России, и пути их решения, включая улучшение инфраструктуры и нормативной базы, а также повышение безопасности. Концепция развития автотуризма в России создается по поручению президента Владимира Путина.
Популярность автопутешествий начала расти еще до 2019 года, но, естественно, пандемия коронавирусной инфекции значительно подстегнула этот процесс, превратив его в бум.
Согласно совместным исследованиям Общенациональной ассоциации автопромотуризма и караванинга и Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), сегодня каждый третий путешественник по России передвигается с помощью автомобиля – собственного или арендованного. При этом в 2022 году из 67% туристов, выбравших автоотдых, 12% сделали это в первый раз.
По данным российского сервиса бронирования жилья для отдыха ТВИЛ. РУ, на весну-лето 2023 года наличие парковки в месте размещения – это требование, которое находится на третьем месте в туристических запросах. Это 15% от всех запросов, и данное условие опережает даже близость моря (12%).
В последние годы строится множество новых трасс федерального значения. Уже открыты первые участки скоростной платной трассы М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань в Московской и Владимирской областях, модернизированы отрезки продолжения трассы до Екатеринбурга и Тюмени (участки дорог Р-242 Пермь – Екатеринбург и Р-351 Екатеринбург – Тюмень). Планируется формирование транснационального коридора «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока. В таких условиях автотуризм – это комфортно: ты едешь по трассе «Кола» или «Таврида», все необходимое у тебя под рукой, останавливаешься там, где захочешь и где не запрещено ПДД.
Конечно, эта картина идеальна. В реальном мире даже на самых раскрученных маршрутах, например на Чуйском тракте, не хватает санитарных зон, цивилизованных кемпингов, имеются сложности с навигацией. Было бы полезно создать единую систему инфраструктуры с возможностью аренды автомобилей, с отелями, пунктами питания и отдыха, а не просто охраняемые автостоянки, где каждый сам по себе. Большинство автотуристов путешествуют с детьми, так что было бы хорошо, чтобы были детские площадки, где малыши могли бы размяться после долгого сидения на месте. Также нужны работающие медпункты.
Для создания такой единой системы необходимо участие региональных властей и туристического бизнеса: туроператоров, экскурсоводов, отельеров, рестораторов.
Что касается привлекательности Ленинградской области, то в регионе заложен богатейший потенциал для автотуризма: на территории сосредоточено около 4 тыс. памятников российской истории и культуры, из них более 300 – федерального значения. Курганы, крепости, замки, дворцы и парки, а также другие объекты, в том числе современные, составляют огромную ценность и широко доступны туристам, экскурсантам и гостям.
По данным российского сервиса бронирования отелей и квартир ТВИЛ.РУ, в Ленинградской области в 2023 году на первом месте Выборг, на втором – Пушкин, на третьем – курорт «Коробицыно». Популярны также Гатчина, Зеленогорск и Петергоф.