Началась тотальная ревизия PR-проектов Куйвашева
В администрации губернатора Свердловской области развернулся новый этап аппаратной борьбы, в основе которой – дискуссия об инструментах PR-работы идеологического блока. Активнее всего обсуждаются методы контроля за одним из самых важных медийных инструментов региональной власти, муниципальной прессой. Под ударом — замглавы администрации губернатора Илья Ананьев, который последние полтора года проводит реформу взаимоотношений региональной власти с местными газетами. Аппаратными оппонентами Ананьева выступают его коллеги – еще один заместитель руководителя Вадим Дубичев и советник губернатора Анатолий Гайда. Противостояние – проявление растущего влияния последнего, и закончиться оно может отставкой Ананьева.
Илья Ананьев, переживший в конце 2013 – начале 2014 года продолжительный период опалы, сейчас сконцентрировался на завершении реформы муниципальных СМИ, которую созданный им департамент печати и массовых коммуникаций проводит уже около полутора лет. Департамент возглавляет Дмитрий Федечкин, коллега Ананьева по работе в Челябинской области. Два товарища пытаются превратить разрозненную массу «районок» в единую среду, которая могла бы стать проводником идей руководства области. Из возможных стратегий выбрали ту, которая двум коллегам показалась «наименее конфликтной». План подразумевал несколько этапов: приведение муниципальных газет к единой организационной форме с сохранением юридической самостоятельности редакций, выдача денег на закупку нового оборудования (по 470 тысяч рублей каждой газете), обучающие семинары для редакторов и менеджеров, размещение в «районках» (как государственных, так и частных) сетевого информационного продукта – вкладки «Новости из области», в которой проводится удобная свердловскому губернатору редакционная политика.
Сейчас реформа на завершающем этапе, говорит Федечкин, хотя из 43 муниципальных газет организационную форму сменили только 20. «Новости из области» при этом выходят в 70 газетах (в том числе частных) совокупным тиражом 400 тысяч экземпляров в неделю. Печать одной четырехполосной вкладки обходится примерно в 4,5 рубля, соответственно, только на издание сетевого продукта уходит 1,8 млн рублей в неделю. Всего в 2013 году на муниципальную прессу потратили 47 млн рублей. В целом бюджет департамента печати в 2013 году составлял 121 млн рублей, в 2014 году – 107 млн. Помимо муниципальной прессы, департамент также занимается размещением заказов на информационное сопровождение деятельности губернатора в частных региональных СМИ и берет на себя часть функций Союза журналистов (например участвует в разрешении конфликтных ситуаций между районными газетами и Роскомнадзором).
Затеянная Ананьевым и Федечкиным реформа с самого начала продвигалась непросто: районные газеты с опаской соглашались на предлагаемые изменения, опасаясь диктата областных властей, а местные главы ревниво отказывались пускать екатеринбургских чиновников в редакции, которые справедливо считали своей вотчиной. (Постепенно ситуация, впрочем, менялась: Facebook Федечкина полон позитивных отчетов о дружелюбных визитах двух товарищей-руководителей в районные редакции). Главная же сложность была связана с тем, что департаменту не позволили самостоятельно распоряжаться бюджетом: финансовую функцию закрепили за управлением делами правительства. Таким образом, хотя идеологически реформу проводил Ананьев, финансовые рычаги оказались в руках управделами Николая Чернева, а тот не всегда соглашался с мнением коллег из администрации губернатора. В результате проект Ананьева и Федечкина стал жертвой конфликта между администрацией и правительством и иногда пробуксовывал.
Сейчас над реформой и вовсе сгустились тучи. Источник в администрации рассказывает, что советник губернатора Анатолий Гайда, взявший на себя роль «разгребателя конюшен», созданных его предшественниками в идеологическом блоке, пришел к выводу о недостаточной эффективности работы Ананьева. Среди предъявленных претензий – дороговизна реформы муниципальных СМИ, низкое качество вкладки «Новости из области», а также скандалы, связанные с заключением контрактов на информационное сотрудничество с региональными изданиями.
Ананьев и Федечкин боятся, что если их концепция не выдержит критики и реформа будет остановлена, власть пойдет по пути создания единого холдинга, который объединит районные газеты. В этом случае они потеряют редакционную и экономическую самостоятельность, считают реформаторы, а руководство области может получить негативные последствия в виде испорченных отношений с редакторами СМИ.
«У меня нет идеи о создании единого медиахолдинга, но есть претензии к содержательной части некоторых медиапроектов», — сообщил Znak.com советник губернатора Анатолий Гайда. По его словам, вкладки в муниципальных газетах, которые были запущены Федечкиным, неэффективны, так как не отражают сути работы губернатора и правительства. «Я почитал одну из таких вкладок, это набор разрозненных новостей», — отметил он. Кроме того, Гайда уточнил, что также есть финансовые вопросы к реализации этого проекта. «Появилась информация, что размещать публикации о деятельности правительства региона и губернатора на правах рекламы вышло бы гораздо дешевле, чем делать эту вкладку. Разобраться с эффективностью трат бюджетных средств уже поручил глава администрации губернатора Сергей Пересторонин», — сообщил Гайда. От вкладок пока решено не отказываться, но их содержание, по информации советника губернатора, постепенно меняется.
Федечкин и Ананьев в беседе со Znak.com опровергли эти претензии: одна полоса «Новостей из области» обходится примерно в 1,1 рубля, а обычная рекламная полоса в «районке» (при средней стоимости полосы рекламы в 17 тысяч и тираже в 4,5 тысячи) – 3,7 рубля. Таким образом, печатать сетевую вкладку все-таки дешевле, считают они. При этом «Новости из области» адекватны своим задачам, говорят два чиновника: екатеринбургским политологам они могут показаться несколько наивными, но для пенсионеров из небольших муниципалитетов, являющихся их основной аудиторией, это понятный и удобный продукт.
«Наведение порядка», которым занялся Анатолий Гайда, ставит под угрозу и другие PR-проекты, созданные при идеологах-предшественниках. Один из них – таблоид «Коммуналка», появившийся в преддверии выборов главы Екатеринбурга около года назад. За изданием, как говорят в администрации, стоят руководитель департамента информации губернатора Мария Картуз и ее супруг, гендиректор «Областного телевидения» Антон Стуликов.
Znak.com
Илья Ананьев, переживший в конце 2013 – начале 2014 года продолжительный период опалы, сейчас сконцентрировался на завершении реформы муниципальных СМИ, которую созданный им департамент печати и массовых коммуникаций проводит уже около полутора лет. Департамент возглавляет Дмитрий Федечкин, коллега Ананьева по работе в Челябинской области. Два товарища пытаются превратить разрозненную массу «районок» в единую среду, которая могла бы стать проводником идей руководства области. Из возможных стратегий выбрали ту, которая двум коллегам показалась «наименее конфликтной». План подразумевал несколько этапов: приведение муниципальных газет к единой организационной форме с сохранением юридической самостоятельности редакций, выдача денег на закупку нового оборудования (по 470 тысяч рублей каждой газете), обучающие семинары для редакторов и менеджеров, размещение в «районках» (как государственных, так и частных) сетевого информационного продукта – вкладки «Новости из области», в которой проводится удобная свердловскому губернатору редакционная политика.
Сейчас реформа на завершающем этапе, говорит Федечкин, хотя из 43 муниципальных газет организационную форму сменили только 20. «Новости из области» при этом выходят в 70 газетах (в том числе частных) совокупным тиражом 400 тысяч экземпляров в неделю. Печать одной четырехполосной вкладки обходится примерно в 4,5 рубля, соответственно, только на издание сетевого продукта уходит 1,8 млн рублей в неделю. Всего в 2013 году на муниципальную прессу потратили 47 млн рублей. В целом бюджет департамента печати в 2013 году составлял 121 млн рублей, в 2014 году – 107 млн. Помимо муниципальной прессы, департамент также занимается размещением заказов на информационное сопровождение деятельности губернатора в частных региональных СМИ и берет на себя часть функций Союза журналистов (например участвует в разрешении конфликтных ситуаций между районными газетами и Роскомнадзором).
Затеянная Ананьевым и Федечкиным реформа с самого начала продвигалась непросто: районные газеты с опаской соглашались на предлагаемые изменения, опасаясь диктата областных властей, а местные главы ревниво отказывались пускать екатеринбургских чиновников в редакции, которые справедливо считали своей вотчиной. (Постепенно ситуация, впрочем, менялась: Facebook Федечкина полон позитивных отчетов о дружелюбных визитах двух товарищей-руководителей в районные редакции). Главная же сложность была связана с тем, что департаменту не позволили самостоятельно распоряжаться бюджетом: финансовую функцию закрепили за управлением делами правительства. Таким образом, хотя идеологически реформу проводил Ананьев, финансовые рычаги оказались в руках управделами Николая Чернева, а тот не всегда соглашался с мнением коллег из администрации губернатора. В результате проект Ананьева и Федечкина стал жертвой конфликта между администрацией и правительством и иногда пробуксовывал.
Сейчас над реформой и вовсе сгустились тучи. Источник в администрации рассказывает, что советник губернатора Анатолий Гайда, взявший на себя роль «разгребателя конюшен», созданных его предшественниками в идеологическом блоке, пришел к выводу о недостаточной эффективности работы Ананьева. Среди предъявленных претензий – дороговизна реформы муниципальных СМИ, низкое качество вкладки «Новости из области», а также скандалы, связанные с заключением контрактов на информационное сотрудничество с региональными изданиями.
Ананьев и Федечкин боятся, что если их концепция не выдержит критики и реформа будет остановлена, власть пойдет по пути создания единого холдинга, который объединит районные газеты. В этом случае они потеряют редакционную и экономическую самостоятельность, считают реформаторы, а руководство области может получить негативные последствия в виде испорченных отношений с редакторами СМИ.
«У меня нет идеи о создании единого медиахолдинга, но есть претензии к содержательной части некоторых медиапроектов», — сообщил Znak.com советник губернатора Анатолий Гайда. По его словам, вкладки в муниципальных газетах, которые были запущены Федечкиным, неэффективны, так как не отражают сути работы губернатора и правительства. «Я почитал одну из таких вкладок, это набор разрозненных новостей», — отметил он. Кроме того, Гайда уточнил, что также есть финансовые вопросы к реализации этого проекта. «Появилась информация, что размещать публикации о деятельности правительства региона и губернатора на правах рекламы вышло бы гораздо дешевле, чем делать эту вкладку. Разобраться с эффективностью трат бюджетных средств уже поручил глава администрации губернатора Сергей Пересторонин», — сообщил Гайда. От вкладок пока решено не отказываться, но их содержание, по информации советника губернатора, постепенно меняется.
Федечкин и Ананьев в беседе со Znak.com опровергли эти претензии: одна полоса «Новостей из области» обходится примерно в 1,1 рубля, а обычная рекламная полоса в «районке» (при средней стоимости полосы рекламы в 17 тысяч и тираже в 4,5 тысячи) – 3,7 рубля. Таким образом, печатать сетевую вкладку все-таки дешевле, считают они. При этом «Новости из области» адекватны своим задачам, говорят два чиновника: екатеринбургским политологам они могут показаться несколько наивными, но для пенсионеров из небольших муниципалитетов, являющихся их основной аудиторией, это понятный и удобный продукт.
«Наведение порядка», которым занялся Анатолий Гайда, ставит под угрозу и другие PR-проекты, созданные при идеологах-предшественниках. Один из них – таблоид «Коммуналка», появившийся в преддверии выборов главы Екатеринбурга около года назад. За изданием, как говорят в администрации, стоят руководитель департамента информации губернатора Мария Картуз и ее супруг, гендиректор «Областного телевидения» Антон Стуликов.
Znak.com