Риски для Кокова: демографические проблемы КБР и рост социальной напряженности
Крайне трагичную демографическую статистику по Кавказу опубликовал Росстат. Даже не просто трагичную, а катастрофическую. Снижается естественный прирост населения.
Местные семьи отказываются от многодетности. Растет число разводов: в Дагестане, например, более чем на 70% в этом году, в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии – более чем на 40%. В той же КБР разводятся уже чаще, чем женятся.
Стоит к этому прибавить и миграционный отток населения. Он перечеркивает все планы губернаторов по созданию новых рабочих мест. Глава КБР Казбек Коков, например, обещал президенту возродить Тырныаузский ГОК. Только кто там будет работать, если республику безвозвратно покидает молодежь?
Покидает в первую очередь потому, что не может закрепиться на земле. Об этом говорит – даже кричит – нынешняя ситуация в Прохладненском районе, на границе со Ставропольем.
Тут в двух казачьих станицах, Екатериноградской и Приближной, уже четыре года растет социальное недовольство из-за ситуации вокруг градообразующего предприятия – колхоза имени Петровых. Станичники столкнулись с обезземеливанием. Жалуются, что на их землях появились пришлые фермеры. Станицы уже полтора столетия были казачьими. Теперь же новый «инвестор» из Нальчика фактически запрещает работать местным казачьим обществам – им даже помещений не дают.
Главу республики Казбека Кокова казаки несколько раз звали приехать и воочию увидеть, что происходит. Не едет. А тут бы стоило провести параллель с предыдущим главой республики Юрием Коковым. Он ушел в 2018 году после межэтнических столкновений в регионе. Напомню, что тогда в селениях Заюково и Кенделен произошли стычки, а в Нальчике – стихийный митинг. Завершилось все массовыми арестами активистов. Юрий Коков за несколько дней не только не в селения не приехал, но даже не вышел на публику в самом Нальчике. Для него словно бы этнических, земельных, миграционных, демографических проблем в КБР не было.
Для Северного Кавказа такое молчание и игнорирование очевидных проблем крайне опасно. Напряженность в Прохладненском районе медленно нарастает, новый Коков ее игнорирует – не исключаю, что при такой молчаливой слепоте он может повторить судьбу предшественника-однофамильца.